В практике государств с развитой рыночной экономикой для ограничения роста масштабов производства и продаж фирмы, злоупотребляющей своим доминирующим положением, законодательно лимитируются размеры ее рыночной квоты. В странах ЕС судебные иски могут быть возбуждены в случае, если фирма превышает установленный объем продаж. Кроме того, здесь практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм.
Современная конкуренция регулируется методами административного (законодательного) и нормативно-ориентирующего (корректирующего) воздействия. Административное регулирование конкуренции основано на принятии законодательных актов и на контроле за их соблюдением со стороны государства. Его целью является противодействие недобросовестной конкуренции, некорректной монополистической практике и чрезмерной монополизации экономики.
Методы нормативно-ориентирующего воздействия представляют собой правительственные заказы, налоги, государственные субсидии. Их главная цель - стимулирование предпринимательской активности различных субъектов.
Во всех развитых странах на общегосударственном уровне существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики.
Надо отметить, что в государстве, где ведется антимонопольная политика, она не является единственным методом борьбы с монополиями. В такой стране обычно ведется антимонопольное регулирование. Оно включает в себя [4, стр. 189]:
· Антимонопольная политика - это система законов и действий государства, направленная на развитие конкуренции;
· Промышленное регулирование - это выборочное регулирование цен (тарифов) внутри отраслей коммунального обслуживания;
· Социальное регулирование - это государственное регулирование условий производства товаров, их физических характеристик и влияния производства этих товаров на общество;
· Промышленная политика - политика государства, направленная на приоритетное развитие отдельных отраслей, товаров или технологий.
Необходимость антимонопольной политики легко понять сравнивая удобные для покупателя условия на рынке и ситуацию, которая возникает на рынке вследствие появления на нем монополиста [4, стр. 194]:
1) Необходимость выбора. Каждый покупатель нуждается в возможности выбора товара или услуги, которую он хочет приобрести. Если же на рынке товара присутствует монополист, то вполне вероятна такая, ситуация когда покупатель будет лишен возможности выбора - монополист будет производить только один вид товара или услуги, так как нужда в данном товаре и отсутствие выбора заставит покупателя приобрести его.
2) Покупатель заинтересован в том, чтобы цена на товар была как можно ниже. Эта проблема также связана с отсутствием выбора - есть только один вид товара по данной цене - либо покупаешь, либо нет. Монополист естественно поставит цену выше, чем та цена, которая была бы в условиях конкурентного рынка. Это будет сделано с целью получения максимальной прибыли от продажи товара или слуги.
3) Покупатель заинтересован в высоком качестве покупаемых товаров и услуг. В принципе монополист понимает, что если он будет выпускать некачественные товары и услуги спрос на них может упасть, но существует такие товары и услуги, без которых не может прожить не один человек (или хотя бы какая-то категория людей), и производя такую продукцию монополист может снизить (хотя бы ненамного) качество выпускаемой продукции, с целью получения большей прибыли.
Еще статьи
Анализ хозяйственной деятельности ОАО ОКТБ Кристалл
Для обеспечения экономического роста на современном этапе необходимо, прежде всего, добиться существенного повышения эффективности управления организациями. Однако организации различных форм собственности функционируют в определенной экономической среде, создаваемой государством посредство ...