Целью антимонопольной политики иногда объявляется стремление к защите малого бизнеса, к недопущению появления крупных фирм и т.п. Данные цели объявляются имеющими самостоятельную общественную ценность.
Политики, провозглашающие подобные цели, как правило, не задумываются об издержках, связанных с их достижением. Например, искусственное сдерживание концентрации производства или товарных рынков означает наказание наиболее эффективных производителей, которые в результате более успешной предпринимательской деятельности вытесняют менее эффективных конкурентов.
Зачастую большое количество фирм в отрасли рассматривается как признак конкурентности, а небольшое - монополизма. Такое представление есть вульгаризированная версия теории совершенной конкуренции. В реальном рыночном процессе степень напряженности конкуренции не зависит от количества фирм в отрасли, а определяется наличием или отсутствием государственных ограничений на вход в нее.
Основными направлениями антимонопольной политики в настоящее время являются:
а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход к экономическим методам государственного регулирования на макроуровне;
б) устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;
в) обеспечение притока конкурирующих товаров на белорусские рынки;
г) правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.
На практике проведение антимонопольной политики сталкивается с проблемами и трудностями следующего характера:
Самая большая трудность - решение вопроса о конкретности рынка. Принятое в юридической литературе описание рыночной силы, рассматривающие несколько ведущих фирм в отрасли, не принимается экономистами, предпочитающими оценивать легкость вхождения новых более эффективных фирм в рынок. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, который определяет уровень концентрации производства и служит критерием концентрации рынка, может сильно различаться в зависимости от очерченных границ рынка.
Оценка вероятности и легкости вхождения новичка на рынок неизбежно также связана с прогнозами, особенно относительно изменений рыночной структуры с течением времени.
Зачастую отсутствуют однозначные трактовки последствий поведения фирмы. Например, слияние двух фирм может привести, с одной стороны, к росту продажных цен товара (отрицательное последствие несовершенной рыночной структуры), а с другой стороны, подобное взаимодействие двух фирм может выразиться во внедрении нового продукта или в улучшении качества старого товара (положительное последствие монополии). Или, с одной стороны, ценовая дискриминация может сохранить и усилить монопольные позиции, позволяя крупным фирмам покупать сырье по более низким ценам, чем их менее крупные соперники, привязывая покупателей к продавцам, предоставляющим скидки на более крупные партии товаров, и затрудняя проникновение на рынок новых конкурентов. С другой - систематическая ценовая дискриминация может повысить эффективность ценообразования в ситуации, когда создание монополии неизбежно, в то время как несистематическая дискриминация может укрепить конкуренцию, нарушая дисциплину олигопольного ценообразования. При проведении антимонопольной политики необходимо учитывать всесторонний эффект деятельности фирм, должно быть учтено соотношение как положительных, так и отрицательных последствий.
Еще статьи
Мониторинг финансового состояния ООО Нео Стиль и разработка рекомендаций по его совершенствованию
Актуальность выпускной квалификационной работы на тему мониторинг как
инструмент улучшения финансового состояния организации (на примере ООО «Нео
Стиль») обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики существенно возросла
заинтересованность участников экономических отнош ...