Для характеристики рыночных процессов уже употреблялись такие понятия, как спрос, предложение и равновесная цена. Здесь мы рассмотрим их как “многомерные” явления в процессе рыночного ценообразования. Так, спрос является по меньшей мере двуединым понятием, связывающим количество покупаемых экономических благ с их ценой. Это соотношение цен и количеств следует рассматривать относительно фиксированной единицы времени.
Своеобразие закона спроса ( рис. 2.1) - в обратной зависимости между ценой и покупаемым количеством: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителем. И наоборот, если цена ниже или снижается, количество продаж возрастает. Когда на рынок поступает больше данного товара, то при прочих равных условиях его реализация возможна лишь при снижающейся цене. Кривая спроса - это пологая линия с весьма характерным наклоном (иногда ее изображают вогнутой вовнутрь).
Рисунок 2.1 - Кривая спроса
Крутизна наклона может быть большей или меньшей, так как у различных товаров спрос неодинаков. Но сам по себе наклон кривой - это графическая иллюстрация закона постепенного убывания спроса, отражающего субъективные оценки покупателей о снижающейся предельной полезности покупаемых ими товаров. Индивидуальный спрос отдельных покупателей может не подчиняться общей закономерности, но, при рассмотрении кривых спроса в совокупности (по отдельным товарам, у индивидуальных покупателей) обнаруживается подтверждение описанного здесь действия закона спроса.
Предложение (рис. 2.2) - это та сторона рыночного процесса, которая характеризует непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, производимым и предлагаемым к продаже. Уровень цен и объем продукции, количество ее продаж изменяются однонаправленно: если цены выше, то на рынок будет поступать к продаже больше товара. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, будет сокращаться и его предложение.
Рисунок 2.2 - Кривая предложения
Основным индикатором здесь выступает цена. По каждому из великого множества товаров и услуг цена дает оперативную информацию о необходимости сокращения или наращивания производства и предложения товаров, пользующихся спросом. От уровня цен зависит выручка, доход, прибыль; чем они выше, тем оперативнее предложение. В этом смысле предложение - это довольно сложная работа, выполняемая не ради альтруизма и требующая соответствующего вознаграждения. В условиях конкуренции рост предложения имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены, и наоборот, при неудовлетворяющих, снижающихся ценах потребуется сложная организационная работа по переориентации предложения на другие товары, связанные с ними издержки, технологии, объем выпуска и т. д.
Равнове́сная цена или сбалансированная цена - цена на конкурентном рынке , при которой количество товаров и услуг , которые желают купить потребители , абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:
-цена, при которой спрос и предложение равны;
цена, при которой нет ни дефицита , ни избытка товаров и услуг;
цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
Еще статьи
Государственный долг Республики Казахстан
С начала 1990-х гг. реформы в области государственных финансов бюджетной
системы в Республике Казахстан проходили на фоне глубоких структурных изменений
как экономики, так и в политической сферах государства. Важный аспект бюджетной
реформы - законодательное установление жес ...