Дебиторская задолженность - задолженность юридических и физических лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов предприятию, возникающая в ходе операционного цикла или предусмотренная к погашению в период до одного года.
Управление дебиторской задолженностью связано с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за товары, работы и услуги. Управление дебиторской задолженностью осуществляется по следующим основным этапам:
. Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. На первой стадии анализа выделяется чистая реализационная стоимость дебиторской задолженности. На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующем периоде, при этом рассчитываются следующие показатели:
а) Коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги:
,(1.17)
где КОАдз - коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги;
ДЗв - сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями;
ЧРСдз - сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;
РСД - сумма резерва сомнительных долгов;
ОА - общая сумма оборотных активов предприятия.
б) Коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги:
,(1.18)
На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги [1]:
,(1.19)
где ПИдз - средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги (в днях);
ДЗв - средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде;
ЧРСдз - средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде;
Оо - сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
На четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность [1]:
,(1.20)
где Эдз - сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз - дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз - текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции. Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит. Различают следующие типы кредитной политики по отношению к покупателям продукции - консервативный, умеренный и агрессивный.
. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту [1]:
,(1.21)
где ОКдз - необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность;
ОРк - планируемый объем реализации продукции в кредит;
Кс/ц - коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;
ППКср - средний период предоставления кредита покупателям, в днях;
ПРср - средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.
. Формирование системы кредитных условий (срок предоставления и размер кредита, стоимость предоставления кредита, система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями).
. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита (определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей, выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей).
Еще статьи
Денежный рынок сущность, структура, регулирование
Критическое состояние экономики порождает множество предложений по исправлению
сложившейся ситуации, и в первую очередь улучшения денежного хозяйства. И это
вполне естественно, потому что рыночная экономика - это денежная экономика, и
без наведения порядка в сфере денежных о ...