Экономическая наука, как и другие дисциплины, относящиеся к общественным наукам: социология, политология, психология, антропология, - в качестве предмета исследования рассматривает человеческое поведение. В самом широком смысле можно сказать, что все содержание экономической науки состоит из описания человеческого поведения, понимая под этим не только индивидуальное поведение, но и неумышленные последствия взаимодействия индивидов, а также институты, в которых воплотилось прошлое поведение. В этом широком смысле говорить о человеке в экономической теории было бы тавтологично. Однако научный подход к описанию и предсказанию человеческого поведения в экономике требует от общественных наук его обобщения, типизации. Причем для каждой из общественной наук характерно свое представление о человеке, о логике его поведения в экономике, фиксирующее те его свойства, которые составляют главный интерес для данной отрасли знания, и абстрагирующееся от остальных его признаков. Именно содержание этой рабочей модели человека, выбор составляющих ее признаков определяет специфику общественных наук, разделение труда между ними, очерчивает предмет их исследования. Но прежде чем начать сопоставительный анализ, необходимо в общих чертах охарактеризовать экономического человека.
Термину "экономический человек" отдельные авторы придают разные значения. В рамках данной работы будем называть так модель или концепцию человека в экономической теории. Место обитания экономического человека - это прежде всего теоретические труды ученых - экономистов.
Единого, "классического" определения модели человека в современной экономической науке не существует. В общем виде модель экономического человека обязана содержать три группы факторов, представляющих цели человека, средства для их достижения (как вещественные, так и идеальные) и информацию (знание) о процессах, посредством которых средства ведут к достижению целей (наиболее важными из таких процессов можно считать "производство" и "потребление"). Теоретики общественных наук применяют различные группировки и описания отдельных свойств экономического человека.
Исходя из принципа ограниченности средств, делается вывод, что человек по самой своей сущности стремится к максимально возможному в данных условиях удовлетворению своих потребностей. Поэтому перед ним всегда стоит задача рассчитать такой вариант распределения ограниченных средств, который обеспечит ему «максимизацию» благ, т. е. является наиболее «экономичным». Следовательно, задача экономической теории состоит в том, чтобы помочь человеку сделать правильный выбор [12, c. 139].
Для того, чтобы полнее раскрыть специфику «экономического человека», сопоставим его с эпистемологическими моделями человека, существующими в других общественных науках. Для сопоставления были выбраны социология и психология. Взаимоотношения между этими науками и экономической теорией имеют давнюю и сложную историю, что во многом способствовало идентификации основных свойств экономического человека.
В рамках одной главы невозможно дать сколько-нибудь подробное описание модели экономического человека в психологической науке, сравнимой с той же моделью в экономике. Во-первых, психология представляет собой намного менее однородную науку, чем экономическая теория, - в ней не существует ничего похожего на «основное течение» и отдельные проблемы разрабатываются различными школами с применением различных категорий и методов анализа. Во-вторых, концепция или теория человеческого поведения возникает у психологов как результат индуктивного исследования и, естественно, имеет другой методологический статус по сравнению с априорной моделью человека, применяемой экономистами.
Если все-таки сопоставить их, то главное отличие концепции человека в различных направлениях психологии, с одной стороны, и модели экономического человека - с другой, заключается в том, что психологи, в отличие от экономистов, определяют человеческое поведение не рациональностью, а чем-то иным: для бихевиориста - механизмом подкрепления данного варианта поведения, для фрейдиста - подсознательной мотивацией, для психологии развития - стадией когнитивного развития индивида, для социального психолога - социальным контекстом и его индивидуальным восприятием. Даже представители когнитивной психологии, стоящие в данном аспекте ближе всего к экономистам, подчеркивают влияние на поведение индивида специфических особенностей, которыми характеризуется его механизм обработки информации.
Еще статьи
Валютно-денежные операции на рынке России
Термин «валюта» может использоваться в двояком смысле. Во-первых, как денежная
единица страны - один из элементов ее денежной системы. Во-вторых, как денежные
знаки иностранных государств и выраженные в них кредитные и платежные средства.
В более строгом понимании под валюто ...