Переход к рынку обусловил необходимость формирования принципиально нового механизма инвестирования, адекватного рыночной экономике. Это связано с существенным изменением инвестиционного статуса государства и негосударственных структур, разделением их функций в инвестиционном процессе, сокращением доли централизованных инвестиций в их общем объеме, изменением структуры инвестиций по формам собственности в связи с развитием приватизации, ростом количества объектов инвестирования, изменением состава и соотношения внутренних и внешних источников инвестирования, способа распределения инвестиций в результате перехода от централизованного распределения к рыночному механизму соответствия спроса и предложения, к иному критерию эффективности инвестирования - доходности операций.
Инвестиционный рынок России находится в процессе формирования. Это накладывает отпечаток на его современную конъюнктуру, состояние спроса, предложения, цен и уровня конкуренции. При этом степень и характер воздействия факторов, определяющих динамику инвестиционного рынка, постоянно изменяются.
Реализация задач современного этапа экономического развития требует более активной государственной поддержки инвестиционной сферы. При этом значение государственного инвестирования должно возрасти не столько с точки зрения объема централизованных источников, сколько с позиций государственных гарантий, страхования и ориентира для частных инвесторов.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что сегодня Челябинская область и другие субъекты Российской Федерации нуждаются в привлечении капитала. Государство, путем разумной политики должно постараться создать площадку, на которой выгодно размещать деньги, предоставить гарантии, что средства будут защищены. В последующем это сможет обеспечить экономический рост, рост доходов бюджета и повышение уровня жизни населения.
Теоретической и методологической основой дипломной работы является теоретические вопросы экономической целесообразности привлечения инвестиций в экономику страны, которые исследовались в трудах зарубежных экономистов Р. Болдвина, Р. Вернона, Ч. Киндлебергера, Р. Коуза, Р. Манделла, Дж. Маркузена, Б. Олина, Дж. Оттавиано, М. Портера, А. Рагмена, С. Хаймера, Э. Хекшера и др. Изучению влияния прямых иностранных инвестиций на экономическое развитие промышленно развитых стран посвящены работы Б. Блонигена, У. Зейли, К. Кодзимы, Р. Липси, Т. Озавы, З. Феличиано, Д. Фиглио, П. Фишера, Б. Эткена и ряда других авторов. В современной отечественной экономической литературе, как и в большинстве зарубежных научных изданий, международная практика регулирования и стимулирования инвестиций и инноваций рассматривается преимущественно на федеральном, а не на региональном уровне. Эмпирические работы, посвященные оценке различных региональных факторов, влияющих на объемы притока капитала в российские регионы, чрезвычайно малочисленны. Региональное регулирование инвестиций рассматривалось Г.Ж. Броком, К.М. Галяр, СМ. Кадочниковым, Г.А. Ковалевой, А.П. Косинцевым, А.А. Мальцевым, Д.А. Манаенковым, А.И. Татаркиным.
В связи с этим рассмотрение опыта Челябинской области по формированию инвестиционного и инновационного климата позволит сформулировать существующие проблемы и разработать рекомендации непосредственно для органов государственной власти Челябинской области.
Объектом исследования в работе являются органы управления Челябинской областью, ответственные за формирование и состояние инвестиционного и инновационного климата.
Предметом исследования выступает оценка деятельности региональных органов управления по формированию благоприятного инвестиционного и инновационного климата.
Цель работы заключается в разработке путей совершенствования деятельности региональных органов управления по формированию благоприятного инвестиционного и инновационного климата региона на примере Челябинской области, в связи, с чем были поставлены следующие задачи:
. Рассмотреть теоретический аспект инвестиционной и инновационной деятельности: дать понятие инвестиционной и инновационной политики, инвестиционного и инновационного климата;
. Проанализировать основные направления инвестиционной и инновационной политики государства;
. Рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования инвестиционной и инновационной деятельности в Российской Федерации;
. Оценить инвестиционный и инновационный климат Челябинской области: ознакомиться с действиями Правительства Челябинской области по привлечению капитала; изучить экономические связи, оценить инвестиционный потенциал Челябинской области.
. Оценить эффективность использования органами государственной власти Челябинской области программно-целевого подхода в сфере формирования инвестиционного и инновационного климата Челябинской области.
. Сформулировать проблемы деятельности органов государственной власти в Челябинской области по формированию инвестиционного и инновационного климата, а также рекомендации по совершенствованию.
Структура работы включает в себя три основных главы. В первой главе раскрываются теоретические основы инвестиционной и инновационной деятельности органов государственной власти. Вторая глава работы посвящена анализу инвестиционной деятельности Челябинской области. Третья глава работы содержит оценку эффективности деятельности органов государственной власти по формированию инвестиционного и инновационного климата Челябинской области с учетом современного состояния ситуации в экономике.
При подготовке работы в качестве информационных источников были использованы материалы учебников, нормативно-правовых актов, периодических изданий и данные Internet-сайта Министерства экономического развития Челябинской области.
Практическая значимость работы определяется разработанными рекомендациями по совершенствованию деятельности органов государственной власти Челябинской области по формированию инвестиционного и инновационного климата в регионе.
Теоретико-правовые основы формирования инвестиционного и инновационного климата в регионе
- Понятие и сущность инвестиционного и инновационного климата
- Особенности государственной инвестиционной и инновационной политики Российской Федерации
- Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов государственной власти по формированию инвестиционного и инновационного климата
- Оценка инвестиционного и инновационного климата в Челябинской области
- Использование органами государственной власти программно-целевого метода формирования благоприятного инвестиционного и инновационного климата в Челябинской области
- Анализ проблем работы органов государственной власти по формированию инвестиционного и инновационного климата в Челябинской области
- Перспективы совершенствования работы органов государственной власти по формированию инвестиционного и инновационного климата в Челябинской области
Еще статьи
Бизнес-план по разработке и сопровождению продуктов для оборудования пожарной безопасности
Планирование - это процесс разработки и последующего контроля над ходом
реализации плана и его корректировки в соответствии с изменившимися условиями.
Планирование предусматривает обоснование целей и задач управления,
разработку программы будущих действий, графика работ, о ...