Предпосылкой кризиса обычно является перепроизводство, т.е. превышение предложения над спросом. С конца ХХ в. перепроизводство все чаще возникает в быстрорастущей части постиндустриальной экономики - в финансовом секторе. В последние два-три десятилетия в развитых странах, и, прежде всего в главной экономике мира - США, рост финансового сектора шёл, прежде всего, через эмиссию производных финансовых инструментов (деривативов), т.е. выпущенных на базе других финансовых инструментов.
Перед кризисом американские банки активно выпускали деривативы, обеспечением которых были имеющиеся у них закладные на жилые дома, которые были куплены клиентами банка на ипотечные кредиты банка. В сущности, это был перевод кредитного риска с одного лица (банка) на другое лицо - созданную банком финансовую компанию и через нее - на покупателей деривативов, выпущенных этой финансовой компанией. Это позволяло банкам выдавать ипотечные кредиты даже ненадежным заемщикам. Подобные нестандартные ипотечные кредиты в 2005-2006 гг. составляли 1,3 трлн. долл., что сопоставимо с 10 % ВВП США. Подобные явления стали возможны благодаря дерегулированию финансовой системы США в последние полтора-два десятилетия. ФРС, как теперь уже ясно, допустила ошибку, спокойно взирая на быстрый рост малонадежных деривативов в нашем десятилетии, что привело к перегреву на рынке ипотечного кредитования, а затем и на всем финансовом рынке.
Кроме этого случился глобальный дефицит потребительского спроса. Активно используя значительную ёмкость американского рынка, многие успешно развивающиеся государства получали огромные доходы от экспорта. Но, пытаясь усилить свои конкурентные преимущества, они отнюдь не стремились использовать эти доходы для повышения жизненного уровня своего населения, повышая его покупательную способность, а накапливали их в государственных резервах и национальных фондах, тем самым, замораживая рост потребительского спроса относительно уровня роста производства. Тем самым и возник глобальный дефицит потребления.
Чтобы компенсировать нарастающий недостаток глобального спроса, США пытались стимулировать свой внутренний спрос, снижая процентные ставки, развивая ипотечное кредитование, выпуская с целью привлечения ресурсов государственные ценные бумаги. Развивающиеся же страны, пользуясь этой ситуацией, брали американские облигации, позарившись на их прибыльность и надежность, вгоняя тем самым США в беспросветную долговую кабалу.
Вначале антикризисная политика США сводилась к выкупу неликвидных банковских активов, национализации двух ипотечных организаций - Fannie Mae и Freddie Mac и страховой компании AIG, а также росту страхования депозитов в банках и фондах. Одновременно шло сокращение ставки процента, которая в начале 2009 г. была срезана почти до 0% [8, c. 6].
Кризис начался в ипотечном секторе США, быстро охватив всю финансовую систему. Основной акцент в антикризисной политике США делался на поддержку банков. Конгрессом США был утвержден так называемый "план Полсона", согласно которому на стабилизацию банковской системы страны было выделено 700 миллиардов долларов, из них 350 миллиардов были израсходованы еще администрацией Джорджа Буша. Однако неэффективность этого плана проявилась достаточно скоро. Большая часть средств этой программы ушла на рекапитализацию банковской системы США. В феврале 2009 ФРС вырабатывает новую программу - Financial Stability Plan (FSP), которая должна была заменить действовавшую в 2008 году программу Troubled Assets Relief Program (TARP), также была призвана оживить потребительское кредитование, выдачу займов для малого бизнеса, а также помочь рынкам коммерческой недвижимости и ипотеки избежать окончательного краха.
В одобренном в марте 2009 г. законе об экономическом восстановлении и реинвестировании (American Recovery and Reinvestment Act) из общей суммы в 787 млрд. долл. предусмотрено выделить 237 млрд. долл. на налоговые субсидии для физических лиц (для юридических лиц - только 51 млрд. долл.), на поддержку малоимущих - 82,5 млрд. долл., на развитие социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, окружающей среды) - 246 млрд. долл., остальное будет потрачено на энергетику, дороги, науку. ФРС для поддержки ипотечного кредитования и рынка недвижимости выкупило ипотечных бумаг на 750 млрд. долл., для чего пришлось резко увеличить выпуск долларов.
В то же время, пока миллиарды выделялись на помощь проблемным банкам, объемы антикризисных мер по поддержке реального сектора экономики и поддержания покупательной способности населения оставались весьма скромными, несмотря на обещание Президента США поддержать автомобильную промышленность, модернизировать устаревающую инфраструктуру и обеспечить социальные гарантии. Безработица росла, снижалась покупательная способность, сокращались рынки, что, в свою очередь, увеличило риски банков по кредитам банков реальному сектору, не способствуя расширению его кредитования.
Еще статьи
Расчет экономического эффекта от создания тиристорного реверсивного преобразователя промышленного назначения
В соответствии с основными направлениями
экономического и социального развития России особое внимание уделяется
разработке и внедрению в производство промышленной продукции вычислительной
техники, автоматизированных машин, оборудования и приборов с применением
контроллеров, ...