В ряде случаев происходит усиление монополизма интегрированных хозяйственных объединений, ограничение самостоятельности входящих в их состав предприятий, особенно в тех структурах, которые созданы на базе бывших министерств и ведомств наделены достаточно широкими властно-распорядительными полномочиями. Необходимо принятие нормативного акта о государственных концернах, корпорациях и других объединениях с четким определением их правового статуса, задач, функций, полномочий, особенно входящих в их состав субъектов хозяйствования.
Увеличилось количество носителей монопольной власти. Кроме государства (правительства, министерств и ведомств), ряда организаций (особенно торговых - розничных и оптовых), предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: управляющая (административная) элита, включающая и так называемую "вертикаль" - должностных лиц, руководителей районного и областного масштабов; промышленная элита (директорский корпус), посредники, отдельные предприятия - немонополисты, руководители теневого бизнеса. Объем "теневой экономии" в республике составляет 21-25% ВВП.
Возможности формирования конкурентных рыночных отношений ограничены частым вмешательством властей в деятельность предприятий. В совете директоров АК "Славнефть" представлены 4 зам. министров: Топливно-энергетического комплекса, Министерства государственного имущества, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (с российской стороны), а также один зам. министра Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации (с белорусской стороны).
В Беларуси сложилась уникальная сверхмонополизированная экономика, для управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой.
В промышленности республики сложился высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах: 15% крупнейших белорусских предприятий до распада СССР выпускали около 60% всей продукции. Политика гигантомании привела к тому, что средний размер предприятий по численности занятых неуклонно повышался. Так, к началу 90-х годов он в 10 раз превышал западноевропейский.
По нормативным документам антимонопольных органов в экономике республики выделяются следующие "рыночные" модели: деконцентрированные отрасли (розничная торговля) и рынки (строительных материалов, товаров легкой промышленности, банковских, страховых, строительных услуг); олигополии представленные несколькими крупными предприятиями, занимающими доминирующее положение в производстве и реализации (например, телевизоров, цемента, часов и др.); локальные монополии в масштабах региональных товарных рынков (например, монополизм предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, предприятий торговли и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, естественных локальных монополий в системе водо -, газо-, тепло-, электроснабжения и др.). При этом в народном хозяйстве Беларуси отмечается наличие трех видов монополий - естественных, государственных и искусственных, а также их разновидностей - административных (В форме концернов, министерств, ассоциаций) и технологических (в форме чистой монополии пли олигополии).
Вместе с тем известно, что все существующие в республике монополии являются государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять искусственные - включающие административные, или организационные, монополии (в форме министерств, концернов, ассоциаций) и естественные - включающие производственные, или технологические (в форме чистой монополии и олигополии).
В белорусской экономике господствует монополия государственной собственности по содержанию, по форме же она является чистой монополией или олигополией (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.
Высокий уровень монополизации: экономики характерен для тех ее секторов (более 20 отраслей и подотраслей), производственный потенциал которых сосредоточен на небольшом количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих основную массу производимой продукции (работ, услуг).
В промышленности республики функционирует более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная), Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский "Беларуськалий" (калийные удобрения), Минский тракторный завод (пропашные тракторы). Минский "Атлант" (холодильники и морозильники).
Еще статьи
Аспекты международного рынка продукции военного назначения
Современное
оружие может быть оборонительным, а может - наступательным. Все зависит от
того, в чьи руки оно попало, а вовсе не от технических характеристик.
Естественно, мы за оборонительное оружие. Но при этом не должны забывать,
особенно сейчас, в дни, когда ещё ощущаются ...