разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона.
Кроме мер, осуществляемых в настоящее время Комитетом по занятости населения Республики Беларусь, можно предложить следующие:
повысить размер пособия по безработице, связать его с минимальной заработной платой и прожиточным минимумом в процентном соотношении;
ввести систему страхования риска безработицы;
ввести систему профилирования безработных, особенно маргинальных слоев;
повысить возможности переподготовки безработных.
Для реализации указанных мероприятий недостаточно существующей нормативно-правовой базы. Необходимо принятие новых документов.
На макроуровне - внесение дополнений в закон о банкротстве предприятий, в закон о социальном партнерстве, в положение о взаимодействии профсоюзов с нанимателя при проведении массовых сокращений.
На региональном уровне - разработка положения о взаимодействии органов государственной службы занятости с предприятиями, участниками института социального партнерства, органами исполнительной власти при проведении сокращений работников и при банкротстве предприятий; внесение дополнений в Положение о городских (региональных) центрах занятости населения, в должностные инструкции их сотрудников.
На уровне предприятий - изменение положения об отделе кадров, внесение дополнений в должностные инструкции его сотрудников, принятие методических указаний для выполнения аналитической работы. Традиционные отделы кадров отечественных предприятий такую политику регулирования занятости разработать и реализовать пока не в силах. Поэтому важными являются соответствующая организация кадровой функции на предприятии, внесение необходимых изменений в организационную структуру управления предприятием и отдела кадров, а также подготовка руководителя и сотрудников службы управления персоналом.
Предполагается, что реализация этих мер позволит повысить активность населения и обеспечит удержание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5-2%.
Так же эффективной занятости в Беларуси содействует инвестиционно - структурная и финансово-кредитная политика государства.
Анализ существующей практики фискального регулирования занятости в Республике Беларусь позволяет сделать вывод о её разнонаправленном характере, поскольку отсутствуют четкие критерии выбора объектов и направлений регулирования, превалируют тактические цели. Обилие налогов и незащищенность предпринимателей перед их постоянным изменением и введением новых затрудняют хозяйственную деятельность в стране и не способствуют увеличению занятости. Существует практика льготного налогообложения и субсидирования предприятий в целях поддержания занятости на них, но она способствует консервации неэффективной занятости на микроуровне.
Однако бюджетно-налоговое регулирование может ощутимо повлиять на экономическую активность в стране, создав условия для повышения эффективности занятости. Важным направлением в этой области считается расширение государственных расходов.
Кредитно-денежные методы регулирования занятости достаточно сложны и могут принести эффект лишь в условиях рыночной среды. Сущность действия кредитно-денежного механизма состоит в возможности со стороны государства управлять объемами денежной массы в стране, расширяя масштабы инвестиционной деятельности и кредитования. Опосредованно, это может привести к расширению совокупного спроса и занятости.
Наряду с косвенными методами регулирования занятости посредством воздействия на её факторы и условия, государство обладает широким арсеналом мер прямого воздействия на формы и структуру занятости, безработицы. В настоящее время этот аспект государственного регулирования экономических отношений занятости является наиболее разработанным, но регулирующее воздействие государственной службы занятости населения распространяется на официально регистрируемую безработицу.
Еще статьи
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на материалах ОАО ЦУМ Минск
В каждой отрасли, на любом предприятии и в его производственных подразделениях, в первичных ячейках производства - бригадах, непосредственно на рабочих местах должны быть выявлены и приняты все меры для приведения в действие поистине неисчерпаемых возможностей повышения эффективности работ ...