В России постановка вопроса о проблеме бедности очень актуальна. Специфика, длительность и распространенность бедности населения на территории бывшего Союза после семидесятилетнего молчания придают этой проблеме своеобразный оттенок, который нельзя рассматривать без особенностей сложившейся социально-политической системы. Проблема бедности носит не только экономический, но и общественно-политический характер, так как социальная политика в обществе формировалась по идеологическому принципу социальной однородности, препятствующему росту и дифференциации уровня доходов, что часто вело к подрыву стимулов трудовой активности. Поскольку все трудоспособное население было занято в государственной сфере, то в первую очередь выравнивающему регулированию подверглась заработная плата. «Именно власть осуществляла распределительные, карательные, поощрительные и прочие функции по отношению к населению… Это была, с одной стороны, цены за обеспечение общественного спокойствия, с другой - форма еще более полного подчинения работников, имея рабочие руки, определенные навыки и т.д., зарабатывать себе на хлеб можно было, только включаясь в систему государственных связей, и столько, сколько система считала возможным выделить. А выделялось лишь на первоочередные потребности, все остальное считалось чуждым сложившемуся образу жизни и с пренебрежением относилось к предметам роскоши. По существу, ограничивалось развитие самих потребностей, возможности выбора» 14. Лет двадцать назад все мы жили в эпоху развитого социализма. в эпоху, которую сегодня кое-кто называет эпохой умеренной бедности. Страна, восстановив хозяйство, набирала уверенные темпы движения вперед. Вырос материальный достаток людей, и ученые придумали новую концепцию так называемых «рациональных потребностей». Она основывалась на продовольственной корзине со значительным содержанием белка, жиров и продуктов с высокой ценой. Предполагалось, что на питание тратится половина дохода. Рациональные потребности были существенно выше минимальных потребностей. Скорее они задавали стандарты жизни для социалистического среднего класса. К ним предлагалось стремиться всем. Так вот, оказывается, если пересчитать содержащиеся там продукты и предметы в нынешних свободных ценах, то за чертой бедности окажется большая часть населения страны. Это значит, что в 90-е годы мы стали жить намного беднее, чем в 70-е. По данным официальной статистики в 1997 г. за чертой бедности был 21% населения.
Заключение
Проблема борьбы с бедностью актуальна для многих стран мира и многие международные организации уделяют этой проблеме большое внимание. Международная организация труда (МОТ) в своей конвенции «Об основных целях и нормах социальной политики» провозгласила право человека на токай жизненный уровень, который необходим для существования и поддержания здоровья его самого и его семьи, право на обеспечение в случае безработицы, из-за инвалидности или в случае утраты средств к существованию по независимым от него причинам. Уровень жизни, по рекомендации ООН, оценивается следующими основными позициями,: здоровье, питание, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда и занятости; образование; жилище; социальное обеспечение; общечеловеческие свободы. В целях международных сопоставлений уровня жизни стран используется новое определение - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который включает в себя три индикатора: продолжительность жизни, уровень образования и национальный доход на душу населения.
Измерение бедности можно разделить на две стадии - определение и подсчет. Существует несколько подходов к определению уровня бедности.
Первый подход связывают с понятием «относительная бедность», что предполагает невозможность достижения сложившегося уровня жизни в данном конкретном обществе. Относительная бедность характеризуется отклонением уровня благосостояния социальных групп с низким доходами и потреблением от среднего массового уровня (свойственно наиболее многочисленным группам, или группам со средним достатком и т.д.). критерий относительной бедности часто задается 50%-м уровнем душевого дохода в данный период времени.
Еще статьи
Государственное регулирование олигополии
Актуальность. Олигополия и монополистическая
конкуренция очень широко распространены в экономике. Государственное
регулирование не стремится к тому, чтобы сделать все рынки совершенно
конкурентными, - это было бы невозможной задачей. Лучшее, что может сделать
правительство ...