Рынок - система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров и денежных средств, для которых характерна свобода субъектов в выборе покупателей и продавцов (контрагентов), определении цен, формировании и использовании ресурсных источников.
В более узком смысле слова под рынком понимается сфера свободного обращения товаров и капиталов, а также движения рабочей силы и др. В связи с этим различают рынки товаров, услуг, капиталов (инвестиций), рабочей силы, идей и информации и т.п. Роль государства при этом ограничивается установлением и осуществлением косвенных регулирующих мер.
Рыночная экономика построена по принципу «товар - деньги - товар», т. е. только реализованный в период спроса товар позволяет получить вложенные в его производство средства с достаточной прибылью, что позволяет развивать дальнейшее производство (воспроизводство) и при необходимости повышать качество товаров и услуг.
Развитие рыночных отношений требует разработки нового подхода к формированию и реализации материального потока (потока товаров). Такой подход поможет точно определять количество производимого товара, его качество и сроки изготовления согласно существующему спросу на него; снижать запасы товара на складах, что ускорит движение денежных средств; обеспечивать своевременность доставки при снижении стоимости по всей цепочке «производство - транспорт-потребление».
Транспорту отводится во многом главенствующая роль, так как он участвует и в производственном процессе создания продукции (товара), и в ее реализации при своевременной доставке в сферу потребления. Трудности возникают из-за того, что транспорт-это большая сложная система со множеством взаимодействующих элементов, а также из-за особенностей производимой этой системой продукции
Определение периода времени производства и доставки товара очень важно, так как спрос и предложение ограничены сроком действия.
Например, спрос на летнюю одежду будет высоким с весны до конца лета, максимум - до начала осени при хорошей погоде, затем спрос упадет и возобновится весной будущего года, но на другой товар, так как мода, скорее всего, изменится. Товарные остатки или не будут реализованы, или будут проданы по очень низкой цене, которая не вернет вложенные в товар средства с учетом затрат на хранение в течение всего зимнего периода (производители стараются снизить цену до минимально возможной в конце сезона, чтобы не оставлять товар на хранение, устраивая так называемые распродажи).
Спрос, например, на внутренний речной транспорт - сезонный, длится в южных районах примерно 240 дней, а в северных - 120 дней, за которые транспортные предприятия должны осуществить все заявленные перевозки, иначе возможны случаи замерзания судов с грузом на речных путях (суда стоят до начала весеннего схода льда или терпят бедствие при сжимании льдом).
Отношения заставляют всех участников системы производства, транспортировки и потребления объединить свои усилия таким образом, чтобы производить ровно столько товара, сколько требуется на рынке, и доставлять этот товар к моменту, определенному спросом в сфере потребления. Применявшиеся методы организации производства, транспортировки и потребления не гарантировали сроки доставки и не всегда способствовали уменьшению стоимости товара. При рыночных отношениях это делает товар неконкурентным, в результате чего производители становятся банкротами и уходят с рынка.
Еще статьи
Гиперинфляция механизм развития и методы борьбы в Российской Федерации
гиперинфляция монетаризм регулирование
На протяжении последних лет инфляция остается одной из основных
российских экономических проблем, а сдерживание инфляционных процессов - одной
из целей политики правительства. Вследствие этого анализ причин инфляции
представляется актуал ...