Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rateofinflation -π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года по формуле (1).
(1)
где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года,
Pt-1 общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года.
π - уровень инфляции
Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.
Рост уровня цен приводит к снижению покупательной способности денег. Под покупательной способностью (ценностью) денег понимают количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, поэтому ценность денег падает.
А также инфляция измеряется с помощью статистического показателя индекса цен. В мировой практике широко используется индекс стоимости жизни - индекс розничных цен специального набора благ (товаров и услуг), входящих в бюджет среднего потребителя и составляющих стоимость жизни. Для его подсчета применяются следующие действия.
. Сначала определяется «рыночная (потребительская) корзина» - набор чаще всего употребляемых, типичных благ.
. Устанавливается «базовый период» - стартовый год, от уровня цен которого подсчитываются их изменения в последующее время.
. Подсчитывается совокупная цена рыночной корзины (суммарная цена всего набора товаров и услуг) для базового периода.
. Подсчитывается совокупная цена такой корзины для данного (текущего) периода.
. Устанавливается индекс цен - показатель, отражающий относительное изменение общего (среднего) уровня цен (выражается в процентах), по формуле (2):
(2)
Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.
Именно рост денежной массы, находящейся в распоряжении населения, обусловливает повышение цены фиксированного набора потребительских товаров и услуг, или, наоборот, при повышении цены потребительской корзины для ее реализации потребуется рост денежной массы. Только такой подход позволяет увязать два аспекта инфляции - обесценение денег и повышение цен. Если же под инфляцией понимается общее увеличение, цен, то правомерно использовать индексы цен промышленной продукции, валового внутреннего продукта и другие индексы (правда, при этом невозможно добиться полной сопоставимости рыночной «корзины», поскольку растет технический уровень оборудования, изменяется качество материалов, комплектующих элементов и т.д.).
При расчетах потребительской корзины в России в настоящее время исходят из Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. №192. До выхода этого документа набор потребительской корзины включал 19 продовольственных товаров, позволявших получить 2429,4 килокалории в сутки. Ныне потребительская корзина расширена и приобрела официальный статус. Она включает: 31 наименование основных продуктов питания (перечислим лишь некоторые: бобовые, мука пшеничная, рис, огурцы и помидоры свежие, мясо птицы, рыба свежая, фрукты свежие и т.д.); 6 наименований непродовольственных товаров индивидуального пользования (одежда); 14 наименований непродовольственных товаров общесемейного пользования (постельное белье, моющие и чистящие средства, средства гигиены, предметы санитарии и лекарства, посуда, бытовые приборы, мебель); 7 видов услуг (жилищно-коммунальные, транспортные и др.). Таким образом, потребительская корзина в России включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, платные услуги населению - всего 58 наименований, В США уровень инфляции измеряется по потребительской корзине, включающей в себя несколько сот наименований потребительских товаров и услуг, что, естественно, повышает точность исчисления.
Еще статьи
Бизнес-план по разработке и сопровождению продуктов для оборудования пожарной безопасности
Планирование - это процесс разработки и последующего контроля над ходом
реализации плана и его корректировки в соответствии с изменившимися условиями.
Планирование предусматривает обоснование целей и задач управления,
разработку программы будущих действий, графика работ, о ...