Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. поставил точку в долгом споре между кейнсианством и монетаризмом о роли государства в регулировании экономических процессов. I
Кризис показал несостоятельность концепции монетаризма, в основе которой лежит положение о том, что априори рынки конкурентны и рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия.
В разгар финансового кризиса практически все ведущие промышленно развитые страны вынуждены были перейти на «ручное» управление ЭКОНОМИКОЙ.
Без существенных государственных вливаний денежных средств в экономику и национализации обанкротившихся финансовых институтов большинство стран были бы обречены на серьезные финансовые потрясения.
Нынешний глобальный финансово-экономический кризис еще раз наглядно показал, что основными условиями успешного социально- экономического развития всех без исключения государств мира являются устойчивость и стабильность.
Под устойчивостью мы понимаем способность системы сохранить свое качество в условиях изменяющейся среды и внутренних трансформаций (случайных или преднамеренных).
Мировой кризис показал, что нынешняя глобальная финансово-экономическая система такой способностью не обладает.
Устойчивость системы, в том числе и финансово-экономической, зависит от характера взаимодействия множества различных факторов.
Потеря устойчивости может произойти по следующим причинам:
•
изменения параметров системы (бифуркации);
•
внешнего воздействия (значительное, длительное и несовместимое с системой);
•
нарушения связей в системе изменения ее структуры (структурная неустойчивость).
В экономической теории устойчивость рассматривается в качестве одного из понятий концепции экономического равновесия, согласно которой достижение и удержание равновесного состояния в экономике относятся к важнейшим макроэкономическим задачам.
Следует отметить, что взгляды кейнсианцев и монетаристов на важность для экономики устойчивого развития абсолютно совпадали. Однако методы достижения экономической устойчивости у них были противоположными.
По законам системного анализа устойчивость любой системы определяется наличием в ней механизмов саморегуляции. Под саморегуляцией экономических процессов мы подразумеваем способность системы сохранять устойчивое, равновесное и динамичное состояние.
В современных экономических системах механизмами саморегуляции, по нашему мнению, призваны стать:
•
на микроэкономическом уровне - саморегулируемые организации (СРО);
•
на макроэкономическом уровне - функциональные экономические системы (ФЭС);
•
на региональном и глобальном уровнях - специализированные международные экономические организации и мегарегуляторы.
Поскольку уровень инфляции относится к основным макроэкономическим показателям, рассмотрим подробнее механизмы саморегуляции на этом уровне.
Возможность появления механизмов саморегуляции на макроэкономическом уровне предвидели известный американский экономист Пол Самуэльсон и выдающийся российский экономист Н.Д. Кондратьев. Аналогичные идеи появлялись в работах немецких неолибералов и неокейнсианцев.
В основе экономических воззрений П. Самуэльсона лежало определение условий экономического равновесия, которое «означало такое устойчивое состояние экономики, при котором имеет место тенденция к саморегуляции всех отклонений».
Еще статьи
Региональная экономичсекая политика и ее составляющие
Проблема совершенствования управления экономическим развитием - одна из
ключевых в современной России. Под региональной экономической политикой
подразумевается совокупность целей, принципов, управленческих действий,
юридических норм и хозяйственной практики, направленных на ...