Составным элементом функциональной экономической системы, регулирующей уровень инфляции, и мощным инструментом денежно- кредитной политики, особенно в условиях высокой инфляции, является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР).
В мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. В современной экономике ФОР как инструмент денежно-кредитной политики
выполняет следующие функции:
•
создание структурного недостатка ликвидности в банковской системе;
•
повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков;
•
определение верхнего предела роста денежной массы;
•
ограничение волатильности ставок денежного рынка.
Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег. Поэтому для простой корректировки предложения денег резервную норму, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.
Необходимо обратить внимание на зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной пропорциональности, т.е. чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем соответственно ниже темпы роста цен.
Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и одной из предпосылок к кризису всей банковской системы.
Европейский центральный банк и центральные банки стран еврозоны стремятся не допустить, чтобы обязательные резервы стали бременем для банковской системы или препятствовали эффективному распределению ресурсов.
Следует подчеркнуть, что некоторые страны с достаточно развитой банковской системой и низким уровнем инфляции исключили ФОР из состава инструментов денежно-кредитной политики.
В частности, это относится к Австралии, Канаде, Швеции, Швейцарии, Мексике.
Политика регулирования обязательных резервов в России
Введение обязательной нормы резерва в России в начале 90-х годов было обусловлено необходимостью снижения инфляции, повышения уровня ликвидности коммерческих банков, унификации и обеспечения надежного контроля за их деятельностью.
В России с начала 90-х годов были установлены достаточно высокие по мировым стандартам нормы обязательных резервов: по счетам до востребования - 20%; по срочным обязательствам - 15%.
Связано это было с необходимостью противодействовать увеличению денежной массы коммерческими банками в условиях высокой инфляции и осуществления антиинфляционных мер.
Нормы обязательных резервов в России не пересматривались до середины 90-х годов, совершенствовались лишь база резервирования и техника его осуществления.
В феврале 1995 г. Центральный банк ввел норму обязательного резервирования по текущим валютным счетам в размере 2%.
В апреле 1996 г. в целях облегчения деятельности коммерческих банков и укрепления российской банковской системы Центральный банк понизил размер обязательных резервов с 20 до 18% по рублевым активам и до 1,125% по валютным активам. Общий объем централизованных резервных отчислений снизился почти в 2,5 раза.
После финансового кризиса в России в конце 1998 г. средства, накопленные в фондах обязательного резервирования, использовались для помощи отдельным банкам и санации банковской системы в целом.
В период с 2000 г. по начало 2004 г. ставка отчисления в ФОР по рублевым вкладам населения составляла 7%, а по средствам юридических лиц и валютным вкладам - 10%.
Общий объем средств ФОР в России в начале 2004 г. оценивался в 160 млрд руб. (примерно 5,6 млрд долл.).
В целом средние нормы обязательного резервирования в России в начале третьего тысячелетия значительно превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран (таблица 5).
Таблица 5. Нормативы отчислений в ФОР в некоторых странах в начале 2007г.
Это значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными, особенно в условиях либерализации валютного законодательства.
Банк России, в отличие от национальных банков стран еврозоны, не платит коммерческим банкам проценты по остаткам средств на резервных счетах, что делает их столь привлекательными в качестве инструмента денежно-кредитной политики.
Вместе с тем Банк России использует эти средства в своих активных операциях, в частности, для покупки государственных ценных бумаг, предоставления кредитов, которые приносят ему доход.
По настоятельному требованию коммерческих банков совет директоров Банка России принял решение о понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1% по средствам юридических лиц и валютным вкладам, которая составила 9%. В последующие годы эта тенденция продолжилась.
Еще статьи
Анализ экономико-статистического развития отрасли растениеводства
Сельское хозяйство - одна из составных частей агропромышленного комплекса страны. Растениеводство - важнейшая отрасль сельского хозяйства, деятельность которой базируется на использовании плодородия почв и природно-климатических условий. Поэтому объем продукции растениеводства зависит от б ...