В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке воздействуют на объем денежной массы прежде всего посредством изменений в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.
Если Центральный банк считает необходимым ограничить размеры денежной массы, он продает коммерческим банкам либо их клиентам ценные бумаги или иностранную валюту.
Для расширения предложения денег, выпускаемых в обращение, Центральный банк покупает ценные бумаги или валюту. Суть скупки бумаг в том, что процентные активы банков обмениваются на беспроцентные абсолютно ликвидные обязательства Центрального банка.
Таким образом, возникает своеобразный «излишек», который затем коммерческими банками конвертируется в процентные активы - ссуды или ценные бумаги. В свою очередь, это способствует понижению процентных ставок и расширению предложения денег через механизм мультипликатора.
Как правило, операции на открытом рынке проводятся либо прямой скупкой-продажей ценных бумаг, либо заключением сделок об обратном их выкупе.
В мировой практике можно выделить два типа операций на открытом рынке - защитные и динамические.
Защитные операции направлены на компенсацию нежелательных изменений в структуре банковских резервов. В частности, при снижении физического объема и доли золотого запаса в общем объеме официальных резервов.
Динамические операции проводятся для обеспечения экономической стабильности или стимулирования экономического роста.
В современном арсенале Банка России операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, занимают незначительное место.
В отличие от ведущих промышленно развитых стран с развитыми финансовыми рынками и цивилизованными формами государственного долга, в России до сих пор не сформировался эффективный инструмент контроля за предложением денег в экономике.
Еще статьи
Бизнес-план ЗАО Ресторан Музея Павловск
бизнес стратегический управление
В
планировании нуждается любое предприятие, любое производство, экономика в
целом. Спланировать бизнес - значит оценить возможности, необходимость и объемы
выпуска конкурентоспособной продукции, определить емкость рынка и его
конкретного сегм ...