Режим таргетирования инфляции (inflation targeting) подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу. Стабильность цен становится долгосрочной целью денежно-кредитной политики.
При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий и стабилизирует рост потребительских цен.
Режим таргетирования инфляции является достаточно гибким и относительно новым методом денежно-кредитной политики, который тем не менее в последние годы получил широкое распространение в мире.
Использование режима таргетирования инфляции по сравнению с другими монетарными инструментами требует соблюдения более жестких условий с точки зрения зрелости экономики и развития ее институциональной структуры.
В частности, при переходе к такому режиму необходимо и желательно соблюдение следующих условий:
•
Центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, что может привести к возникновению конфликтов с объявленной целью по инфляции;
•
ценообразование должно быть свободным;
•
экономика не должна испытывать сильной зависимости от мировых цен на экспортируемое сырье;
•
прогнозируемый уровень колебаний обменного курса;
•
минимальный уровень долларизации финансовой сферы;
•
устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки;
•
надежная статистическая база и высокая квалификация аналитиков;
•
Центральный банк должен иметь надежную методику определения базовой и других видов
инфляции, оперативно анализировать текущую динамику изменения потребительских цен и быть способен достоверно ее прогнозировать.
Опыт стран, применяющих инфляционное таргетирование, говорит о том, что чем более точно соблюдались данные условия, тем выше были достигнутые макроэкономические результаты.
Очевидно, что не все условия в настоящее время могут быть выполнены для введения режима таргетирования инфляции в России.
В частности, законодательно Банк России обладает автономией, однако регулярно испытывает давление со стороны как исполнительной, так и законодательной власти по вопросам денежно- кредитной политики.
Особенностью российской экономики является ее экспортно-сырьевая направленность, вследствие чего она достаточно сильно зависит от мировых цен на сырьевые ресурсы, и прежде всего на энергоносители.
Долларизация экономики России хотя и резко снижается, но остается достаточно высокой.
По сравнению с другими странами финансовая система России развивается достаточно высокими темпами, но по уровню ее капитализации, спектру предоставляемых финансовых услуг, возможности регулировать ликвидность пока отстает от многих развитых стран.
Одновременно следует отметить, что улучшение институциональной среды в странах, использующих режим таргетирования инфляции, обычно происходило не до, а после перехода к новому режиму денежно-кредитной политики.
Режим таргетирования инфляции стоит внедрять только тогда, когда руководители Банка России готовы жестко придерживаться объявленных целей и решений.
Режим инфляционного таргетирования является гибким инструментом денежно-кредитной политики, однако для его успешного применения важно обеспечить полное доверие экономических агентов к проводимой политике и заявлениям руководителей Банка России.
Учитывая эти особенности российской экономики, а также последствия финансово- экономического кризиса 2008-2009 гг., Банк России вряд ли в ближайшее время сможет перейти к полномасштабному режиму таргетирования инфляции.
Вместе с тем постепенное смещение акцента в денежно-кредитной политике от целеполагания по обменному курсу к целеполаганию по инфляции в ближайшей перспективе будет совершенно оправданно.
Еще статьи
Разработка бизнес-плана предприятия по реализации строительных материалов
Данная темя является актуальной несмотря на то, что с 1999 года в
российской экономике наблюдается рост промышленного производства (по данным
Госкомстата, в 1999 году - на 8%, в 2005 г. - на 9%, в 2009 г. - на 5,1%, в
2011 г. - на 7,7%) его нельзя назвать устойчивым.
Осно ...