Каковы теоретические идеи, выдвинутые Дж. Кейнсом в области государственного регулирования экономики
В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.
Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.
Главными чертами кейнсианской идеи регулирования являются:
высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры,
сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
Идеи, выдвинутые в ходе "кейнсианской революции", совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.
Определите величину валового национального продукта России в 2000 и 2007 гг., используя данные табл. 1 (по предлагаемому ниже образцу)
Расчет валового национального продукта (кейнсианская модель):
ВНП = С + I + G + NX, = Э - И,
где ВНП - объем валового национального продукта; С - потребительские расходы населения; I - инвестиции; G - государственные расходы на покупку товаров и услуг; NX - чистый экспорт; Э - объем экспорта; И - объем импорта.
Таблица 1 Динамика макроэкономических показателей развития России за 2000-2007 гг.
Показатель |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
Номинальный ВВП, млрд р. |
7305,60 |
21624,60 |
26882,90 |
32988,60 |
Золотовалютные резервы, млрд дол. США, на конец периода |
28,00 |
182,20 |
303,70 |
476,40 |
Инвестиции в основной капитал, млрд р. |
1165,20 |
3534,00 |
4580,50 |
6626,80 |
-//-, % ВВП |
15,90 |
16,30 |
17,00 |
20,10 |
Индекс потребительских цен, % к предыдущему периоду |
120,20 |
110,90 |
109,00 |
111,90 |
Индекс цен производителей промышленной продукции, % к предыдущему периоду |
131,60 |
113,40 |
110,40 |
125,10 |
Объемы производства, % к предыдущему периоду: | ||||
1. Объем промышленной продукции |
111,90 |
104,00 |
106,30 |
106,30 |
2. Продукция сельского хозяйства |
107,70 |
102,40 |
103,60 |
103,30 |
3. Строительство |
111,50 |
110,50 |
115,70 |
118,20 |
4. Оборот розничной торговли |
108,80 |
112,80 |
113,90 |
115,90 |
5. Объем платных услуг населению |
105,70 |
107,50 |
- |
- |
Реальные доходы населения, % к предыдущему периоду |
113,40 |
109,30 |
110,00 |
110,70 |
Среднедушевой денежный доход, р. в месяц |
2288,00 |
7848,00 |
9911,00 |
12499,00 |
-//-, % к предыдущему периоду |
137,60 |
123,00 |
123,50 |
126,10 |
Оплата труда наемных работников (включая скрытую), млрд р. |
2937,00 |
9474,00 |
11841,00 |
15053,00 |
-//-, % к ВВП |
40,20 |
43,80 |
44,50 |
45,60 |
Среднедушевой прожиточный минимум,р. в месяц |
1210,00 |
3018,00 |
3422,00 |
3847,00 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня, % к общей численности населения |
29,00 |
17,70 |
15,20 |
13,40 |
Уровень дифференциации доходов, коэффициент Джини |
0,40 |
0,41 |
0,42 |
0,42 |
Общий уровень безработицы (по методологии МОТ), млн чел. за год |
7,50 |
5,60 |
5,30 |
4,60 |
-//-, % к экономически активному населению |
10,50 |
7,80 |
7,10 |
6,10 |
Официальный курс, р. за дол. США на конец периода |
28,16 |
28,78 |
26,33 |
24,55 |
Экспорт товаров, млрд дол. США |
105,00 |
243,80 |
303,60 |
355,50 |
-//-, % к ВВП |
40,50 |
31,90 |
30,70 |
27,60 |
Импорт товаров, млрд дол. США |
44,90 |
125,40 |
164,30 |
223,40 |
-//-, % к ВВП |
17,30 |
16,40 |
16,60 |
17,30 |
Доходы консолидированного бюджета, млрд р. |
2079,00 |
7611,60 |
10642,80 |
13250,70 |
-//-, % к ВВП |
28,50 |
35,20 |
39,60 |
40,20 |
Расходы консолидированного бюджета, млрд р. |
1871,60 |
5941,40 |
8384,00 |
11245,80 |
-//-, % к ВВП |
25,60 |
27,50 |
31,20 |
34,10 |
Дефицит(-)/профицит(+) консолидированного бюджета, млрд р. |
207,40 |
1670,20 |
2258,80 |
2004,90 |
-//-, % от ВВП |
2,80 |
7,70 |
8,40 |
6,10 |
Доходы федерального бюджета, млрд р. |
1127,60 |
5125,10 |
6276,30 |
7779,10 |
-//-, % к ВВП |
15,40 |
23,70 |
23,30 |
23,60 |
Расходы федерального бюджета, млрд р. |
954,10 |
3512,20 |
4281,30 |
5983,00 |
-//-, % к ВВП |
13,10 |
16,20 |
16,10 |
18,10 |
Дефицит(-)/профицит(+) федерального бюджета, млрд р. |
173,50 |
1612,90 |
1995,00 |
1796,10 |
-//-, % к ВВП |
2,40 |
7,50 |
7,40 |
5,40 |
Стабилизационный фонд (с 2004 г.), млрд р. |
- |
1237,00 |
2346,90 |
3849,10 |
-//-, % к ВВП |
- |
5,70 |
8,80 |
11,70 |
Кредиты небанковскому сектору со сроком погашения более 1 года, млрд р. |
226,50 |
1828,70 |
2670,50 |
4479,20 |
-//-, % ВВП |
3,10 |
8,40 |
10,00 |
13,60 |
-//-, % к общему объему кредитов небанковскому сектору |
28,00 |
34,10 |
33,90 |
37,40 |
Ставки по кредитам предприятиям и организациям, р. |
24,30 |
10,70 |
10,50 |
10,20 |
Срочность кредитов предприятиям и организациям, месяцев |
16,90 |
17,00 |
18,60 |
20,30 |
Привлеченные депозиты и вклады, млрд р. |
695,80 |
3792,00 |
5607,90 |
8224,30 |
-//-, % ВВП |
9,50 |
17,50 |
20,90 |
24,90 |
Привлеченные депозиты и вклады со сроком привлечения более 1 года, % ВВП |
1,30 |
8,80 |
10,30 |
12,40 |
-//-, % к общему объему привлеченных депозитов и вкладов |
13,30 |
50,30 |
49,40 |
49,70 |
Еще статьи
Анализ экономико-статистического развития отрасли растениеводства
Сельское хозяйство - одна из составных частей агропромышленного комплекса страны. Растениеводство - важнейшая отрасль сельского хозяйства, деятельность которой базируется на использовании плодородия почв и природно-климатических условий. Поэтому объем продукции растениеводства зависит от б ...