Малые и средние предприятия в Европе могут так же получить финансовую поддержку при их выходе на рынки Центральной и Восточной Европы по программе JOPP (в рамках проекта PHARE), направленной на создание совместных предприятий, посредством финансирования 20% их имущественного участия в них.[10]
Создание мотивов к осуществлению внешнеэкономической деятельности. Суть побуждающих мотивов со стороны государства к осуществлению внешнеэкономической деятельности варьируется в зависимости от страны. Сюда можно отнести:
налоговые и финансовые мотивы - возврат таможенных пошлин и налогов, уплачиваемых при импорте сырья для производства экспортоориентированной продукции, освобождение от уплаты косвенных налогов на материалы, использовавшиеся при производстве экспортных товаров, разрешение создавать необлагаемые налогом денежные фонды для развития экспорта, отсрочка в уплате налогов и таможенных пошлин, субсидии, инвестиции [7];
мотивы благоприятного регулирования со стороны государства - предпочтение при государственных закупках, прогрессивное лицензирование и упрощенные процедуры;
другие мотивы, как то упрощенная аренда участка земли, упрощенный доступ к кредитным ресурсам, оборотному капиталу, свободно конвертируемой валюте. [17]
Источники информации для СМБ о среде зарубежного рынка. Большую потребность в поддержке предприятия рассматриваемой категории испытывают, например, в сфере информации о зарубежных рынках, а также в установлении деловых контактов с потенциальными партнерами. Малым и средним предприятиям часто не хватает опыта, особенно при оценке экономических рисков и барьеров на пути проникновения на внешние рынки.
При подготовке и реализации внешних контактов допускается много ошибок, что выражается в частых бесполезных командировках, требующих больших финансовых затрат и времени. Из-за слабых исследований рынка и плохого знания зарубежных стран заключаются случайные сделки с риском внешнеторговых операций.
Средние и малые предприятия, которые намереваются проникнуть на внешний рынок, зачастую не знают возможностей и средств государственного стимулирования внешне-хозяйственных связей. В то время как крупные концерны располагают, как правило, зарубежными бюро и в значительной степени пользуются услугами государственных и межгосударственных органов стимулирования внешнеэкономической деятельности [5].
В каждой стране существует ряд организаций, как государственных так и негосударственных, которые оказывают помощь малым и средним предприятиям при выходе на зарубежные рынки. Их роль и выполняемые функции различны. Государственные организации, как правило, предоставляют информацию и оказывают техническую и финансовую помощь. Это могут быть центры предоставления услуг СМБ, обучающие центры, исследовательские центры или центры технической помощи.
Негосударственные организации, в добавок к вышеперечисленным функциям государственных организаций, выполняют представительскую функцию, защищая интересы МСП, а так же объединяющую функцию, соединяя МСП в сеть.
Государственные организации считаются эффективными в предоставлении информации о законодательстве и программах поддержки СМБ, предоставлении торговой статистики, проведении общих исследований рынка, организации участия в торговых выставках и ярмарках.
Торговые и промышленные ассоциации, включая торгово-промышленные палаты, считаются более привлекательными. Они призваны выражать интересы малых и средних предприятий при их выходе на зарубежные рынки и вести диалог с законодателями по проблемам СМБ. В целом, их услуги более профессиональны, чем у государственных предприятий, а предоставляемая информация более практична и своевременна. К тому же, подобные организации предоставляют услуги бизнес планирования и обучения.
Компании содействия развитию экспорта специализируются на долгосрочном развитии экспорта, импорта, посреднических операций в международной торговле. Международный маркетинг является основной их сферой деятельности, они обладают возможностями и гибкостью работать на многих рынках с разнообразным ассортиментом продукции одновременно.
Данные компании по статусу являются коммерческими посредниками между продавцами и покупателями, расположенными в разных странах. Как правило, они являются представителями государства или торгово-промышленных палат и получают поддержку своего государства.
Компании содействия развитию экспорта заинтересованы в участии в их деятельности малых и средних предприятий, поскольку при крупных предприятиях, как правило, создаются собственные экспортные отделы и им не требуются услуги подобных компаний. Более того, участие СМБ в деятельности подобных компаний увеличивает маржу сделок, что приводит к повышению их эффективности. Малая и средняя компания может получить от компании содействия развитию экспорта следующие услуги: маркетингоориентированные, нацеленные на производство, в сфере финансового и рискового менеджмента, логистика и прочие услуги. [15-17]
Еще статьи
Состав и пути улучшения использования оборотных средств на предприятии ТОО Георгиевское
Оборотные средства являются одним из важнейших элементов хозяйственного
механизма. Успешные результаты деятельности сельскохозяйственных
товаропроизводителей во многом зависят от рационального использования оборотных
средств и правильной организации источников их формирования. П ...