Можно выделить три принципиальные возможности поведения фирмы на олигополистическом рынке: нескоординированная олигополия, картель и картелеподобная структура рынка.
Нескоординированная олигополия.
И при понижении, и при повышении цен кривая спроса на продукцию фирмы в условиях нескоординированной олигополии имеет ломаный вид. До момента начала активной реакции конкурентов она следует по одной траектории, а после него - по другой. Изменение цен и объемов производства при нескоординированной олигополии становится рискованным делом. Очень легко вызвать ценовую войну. Единственной надежной тактикой становится принцип " Не делай резких движений". Все изменения лучше производить мелкими шагами, с постоянной оглядкой на реакцию конкурентов. Таким образом, для нескоординированного олигополистического рынка не характерна гибкость цен. Существует еще одна возможная причина негибкости цен, особое внимание на которую обращали первые исследователи проблемы: цена перестает реагировать на изменение издержек. В случае нескоординированной олигополии механизм ценовой саморегуляции рынка если совсем не уничтожен, то блокирован: цены стали малоподвижными, они больше гибко не реагируют на изменения спроса и предложения, если не считать самых резких перемен этих параметров. В условиях нескоординированной олигополии становятся возможными серьезные искажения цен и объемов производства по сравнению с объективными запросами рынка. Возникают и разрушительные ценовые войны гигантских корпораций, когда эти диспропорции вырываются наружу и олигополисты переходят к открытым конкурентным схваткам.
Картели.
Немногочисленность основных участников олигополистического рынка благоприятствует заключению между ними соглашения. Главная идея подобного сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний в целом (монопольную прибыль). Далее этот объем делится между участниками картеля с помощью определения либо квоты (доли) каждого из них в общем производстве, либо путем географического закрепления рынков (члены картеля обязуются не вторгаться на чужие участки рынка). Нередко картели предпринимают меры по выравниванию уровня издержек своих членов. Для этого они договариваются предлагать поставщикам за закупаемые ресурсы одинаковую цену. Таким образом, классический картель предполагает установление между фирмами соглашения:
) о единых ценах;
2) о размерах (квотах) производства или разделе рынков;
) о единой политике по отношению к поставщикам ресурсов. Чаще всего по отношению к профсоюзам.
Картели оказали резко отрицательное воздействие на рыночную экономику. Именно картели дали худшие образцы завышения цен и занижения выпуска. В период тяжелых кризисов перепроизводства все хозяйство в целом расплачивалось за рациональную тактику каждого картеля в отдельности углублением кризиса: падением производства и безработицей.
Картелеподобная структура рынка.
Картелеподобная структура рынка или " игра по правилам" представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства, а с другой - уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т.е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. Наиболее часто употребляемым приемом "игры" по правилам является лидерство в ценах. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены для всей отрасли, но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных.
Еще статьи
Резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции на ОАО ЧТЗ-Уралтрак
В условиях современного рынка снижение себестоимости продукции создает
предпосылки к высокой конкурентоспособности, что является особенно актуальным в
данный период развития экономики, когда идет борьба за сохранение уже
существующих рынков сбыта продукции, а также завоевание но ...