Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила проект нового закона о конкуренции, в котором предполагается расширить понятие монополиста. Согласно документу, антимонопольное регулирование планируется распространить на участников олигополий - отраслевых рынков, контроль над большей частью которых осуществляют несколько компаний. В упрощенном виде этот тип рыночной структуры занимает промежуточное место между монополией и свободной конкуренцией, и в России в силу высокой концентрации бизнеса этот тип является господствующим во многих сегментах рынка. В новом законопроекте будет пересмотрено определение "доминирующей компании" (понятие "коллективного доминирования"). В действующем законодательстве, к таковым относятся только деловые структуры, занимающие более 65 процентов доли рынка. Им запрещено монопольно устанавливать высокие или низкие цены, сокращать производство товара, на который имеется спрос, или продавать свой товар по разным ценам разным категориям потребителей. ФАС же предлагает считать доминирующими каждую из трех компаний, в совокупности контролирующих более 50 процентов рынка, или каждую из пяти компаний, контролирующих 70 процентов рынка. За злоупотребление доминирующим положением таким компаниям придется платить штрафы в размере 2-4 процентов от годовой выручки. По словам начальника аналитического управления ФАС Алексея Сушкевича, его ведомство сейчас не в силах "доказать ни соглашения, ни согласованного поведения двух-трех абсолютно независимых компаний, которые контролируют большую часть рынка и необоснованно повышают цены одновременно". Например, в январе чиновники обвинили в ценовом сговоре "Магнитку" и "Северсталь" и предписали им снизить цены на стальную заготовку. Но "Северсталь" обжаловала это предписание в московском арбитражном суде и выиграла дело. Эксперты отмечают, что в России практически в каждой отрасли есть доминирующие компании, и по новым правилам таковыми окажутся большинство крупных российских бизнес-структур. Однако Сушкевич считает, что после принятия закона изменится качественный состав возбуждаемых дел. "Мы сможем заниматься отраслями, на которые сегодня повлиять не в состоянии, несмотря на то, что от них сильно зависит вся экономика".
Необходимо отметить, что конкурентная политика ЕС так же использует доктрину коллективного доминирования, однако несколько по иному, чем предполагает законопроект "О защите конкуренции": квалификация совместного доминирования как структуры рынка, создающей стимулы к соглашениям и согласованным действиям, основана не только на показателе концентрации, но и на ряде других структурных параметров, сфера применения доктрины коллективного доминирования в ЕС - в первую очередь и преимущественно сделки экономической концентрации (слияния), но не санкции за злоупотребление доминирующим положением.
Внедрение доктрины "коллективного доминирования" в том виде, как она сформулирована в законе, существенно расширит число субъектов, доминирование которых не требует специальных доказательств. Покажем это, воспользовавшись данными Федеральной статистической службы о концентрации производства в России в 2000-2001 гг. (табл.1).
Таблица 1. Некоторые отрасли промышленности, соответствующие первому критерию совместного доминирования согласно законопроекту "О защите конкуренции" (доля трех крупнейших производителей не менее 50%, при том, что каждого из них - не менее 5%, 2000 - 2001 гг.)
Отрасли промышленности |
Количество предприятий в отрасли |
Доля крупнейшего производителя |
Суммарная доля крупнейших производителей | |||
2000г. |
2001г. |
2000г. |
2001г. |
2000г. |
2001г. | |
Электроэнергетика | ||||||
Атомные электростанции |
11 |
11 |
18,70 |
23,40 |
51,40 |
53,50 |
Топливная промышленность | ||||||
Добыча природного газа |
16 |
26 |
29,50 |
33,10 |
71,70 |
72,60 |
Производство торфяных брикетов |
6 |
4 |
35,10 |
47, 20 |
88,30 |
100,00 |
Черная металлургия | ||||||
Открытая добыча руд черных металлов |
16 |
18 |
25,30 |
22,70 |
52, 20 |
50,30 |
Производство труб |
23 |
29 |
23,90 |
22,90 |
59,60 |
52,10 |
Производство электроферросплавов |
8 |
7 |
28,70 |
31,50 |
69,70 |
73,30 |
Коксохимическая промышленность |
8 |
7 |
32,50 |
32,00 |
79,50 |
80, 20 |
Производство огнеупоров |
21 |
22 |
30,10 |
36,00 |
58,40 |
63,70 |
Цветная металлургия | ||||||
Добыча и обогащение медной руды |
15 |
16 |
33,90 |
36,60 |
72, 20 |
78,90 |
Вольфрамо-молибденовая промышленность |
14 |
10 |
35,80 |
29,40 |
67,90 |
70,60 |
Электродная промышленность |
9 |
8 |
38,30 |
35,00 |
79,90 |
79,80 |
Промышленнность твердых сплавов и тугоплавких и жаропрочных металлов |
11 |
14 |
27,90 |
27,10 |
61,10 |
66,40 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | ||||||
Производство фосфатных удобрений |
23 |
26 |
42,90 |
38,30 |
67,40 |
61,40 |
Производство полимерной транспортной тары |
19 |
21 |
38,70 |
44,90 |
63,70 |
74,70 |
Промышленность бытовой химии |
29 |
31 |
29,00 |
38,70 |
65,10 |
73,50 |
Производство технического углерода |
8 |
8 |
41,60 |
46,90 |
73,30 |
76,70 |
Производство шин |
13 |
15 |
30,80 |
31,00 |
67,80 |
67,80 |
Производство асбестотехнических изделий |
12 |
11 |
21,00 |
22,80 |
59,50 |
59,40 |
Производство резиновых изделий широкого потребления |
10 |
10 |
28,70 |
35,50 |
78,60 |
69,00 |
Машиностроение и металлообработка | ||||||
Турбостроение |
20 |
18 |
36,50 |
42,40 |
62,60 |
62,80 |
Дизелестроение |
27 |
18 |
21,80 |
36, 20 |
50,80 |
61,00 |
Производство кранов |
21 |
20 |
29,00 |
25,50 |
67,30 |
66,50 |
Производство кранов для строительства |
33 |
35 |
26,30 |
28,40 |
56,70 |
58,90 |
Электроизоляционная промышленность |
15 |
18 |
27,50 |
22,60 |
57,10 |
53, 20 |
Производство электросварочного оборудования |
8 |
7 |
26,40 |
34,80 |
71,50 |
84, 20 |
Полимерное машиностроение |
14 |
14 |
36,70 |
35,50 |
65,30 |
70,40 |
Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования |
18 |
20 |
35,70 |
35,40 |
60,80 |
65,50 |
Компрессорное машиностроение |
11 |
11 |
27,70 |
22,30 |
56,30 |
54,50 |
Холодильное машиностроение |
11 |
14 |
38,00 |
33, 20 |
68, 20 |
68,00 |
Производство оптических и оптико - механических приборов и аппаратуры |
25 |
28 |
39,60 |
27,90 |
68,60 |
51,40 |
Производство строительных машин |
29 |
32 |
24,60 |
26,60 |
51,80 |
51,40 |
Производство оборудования для коммунального хозяйства |
41 |
48 |
33,70 |
28,90 |
53,40 |
52,70 |
Производство технологического оборудования для текстильной промышленности |
43 |
38 |
28,10 |
24,40 |
57,60 |
57,70 |
Производство металлической транспортной тары |
17 |
17 |
38,30 |
41,40 |
81,50 |
83,10 |
Промышленность строительных материалов | ||||||
Производство строительного и технического фарфора, фаянса и полуфаянса |
7 |
8 |
40,00 |
73,80 |
78,10 |
74,80 |
Производство строительных материалов и изделий из полимерного сырья |
33 |
37 |
28,30 |
28,90 |
60,60 |
56,30 |
Производство облицовочных материалов из природного камня |
20 |
20 |
31,60 |
35, 20 |
68,80 |
70,80 |
Производство извести и гипса |
37 |
41 |
33, 20 |
28,10 |
64, 20 |
63, 20 |
Производство известняковой и доломитовой муки |
10 |
8 |
40, 20 |
34,90 |
79,30 |
79,60 |
Добыча неметаллических руд |
13 |
11 |
20,70 |
21,70 |
53,80 |
50,40 |
Производство изделий из неметаллических руд |
10 |
9 |
39,40 |
38, 20 |
68, 20 |
68,10 |
Стекольная промышленность | ||||||
Добыча сырья для стекольной промышленности |
7 |
10 |
38,90 |
34,80 |
83,30 |
84, 20 |
Производство строительного и технического стекла |
38 |
44 |
31, 20 |
34,30 |
57,60 |
64,80 |
Пищевая промышленность | ||||||
Парфюмерно-косметическая промышленность |
35 |
40 |
28,50 |
30,00 |
59,30 |
62,80 |
Плодовоовощная промышленность |
35 |
32 |
49,00 |
37,70 |
83,60 |
82,10 |
Микробиологическая промышленность | ||||||
Производство аминокислот и ферментных препаратов |
7 |
5 |
44,70 |
34,30 |
83,00 |
80,10 |
Еще статьи
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов в управлении образованием администрации муниципального образования Кущевский район
трудовой ресурс управление рабочий
Отрасль образования в настоящий момент занимает очень важную позицию в современном обществе.
Управление образованием администрации муниципального образования является отраслевым органом муниципального образования. Управление в своей деятельности руковод ...