Существенные угрозы устойчивому социально-экономическому развитию могут заключаться в потере внутреннего рынка региона. Такая потеря обычно ведет к недогрузке производственных мощностей и, как следствие, к разрушению технологического потенциала, истощению доходной части бюджета.
Социальные угрозы устойчивости регионов России также разнообразны. Наиболее общими из них являются угрозы со стороны негативных демографических тенденций. Численность населения страны продолжает снижаться - со 148,3 млн. в 1991 г. до 146,5 млн. человек в 2009 г. Согласно прогнозам, к 2014 г. число россиян может уменьшиться до 139 млн. человек. Угрожающе возрастает смертность. Она превышает рождаемость в 70 субъектах Федерации, при этом в 24 из них число умерших в 2-3 раза больше числа родившихся (средний показатель по РФ составляет 1,7 раза).
При сохранении нынешнего уровня смертности в республиках Карелии, Коми, Тыва, Краснодарском крае, Ленинградской, Магаданской, Псковской и Сахалинской областях до пенсионного возраста смогут дожить менее половины мужчин, вступивших в трудовую деятельность. Кроме того, в ряде регионов в последнее время отмечается интенсивный отток населения, особенно из районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, играющих важную экономическую, политическую и военно-стратегическую роль.
Заключение
Анализ имеющейся литературы в аспекте взаимосвязи и взаиморазвития федерального и регионального уровней позволил заключить, что регион это относительно самостоятельная предельно-необходимая территория, развивающаяся в диалектическом единстве с народнохозяйственным комплексом, с конечной целью достижения максимального суммарного благосостояния всех граждан. Предельно-необходимая территория представляет собой минимально-необходимую территорию, которой предоставлены федеральным центром полномочия планирования собственного социально-экономического развития. Полномочия определяются двумя критериями: во-первых, наличием соответствующего экономического и социального объекта, в отношении которого возникает необходимость координационного развития; во-вторых, наличием того уровня или масштаба территории, на котором начинают проявляться признаки конкуренции между отдельными местностями, что, естественно, рождает потребность в функциях координации.
Противоположности федерального и регионального уровней противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения, а именно -региональной политики, в реализации которой одна составляющая предполагает существование другой. Единство федерального и регионального уровней в системе социальной защиты населения проявляется как единство интересов, целей и методов федеральной и региональной политики, при этом их противоречия являются источником и главной движущей силой социально-экономического развития в целом и социальной сферы в частности. Нарушение гармонии между единством целого и противоположными частями создает импульсы к самодвижению, саморазвитию.
Региональная политика как одна из форм существования противоречий социальной сферы представлена совокупностью взаимосвязанных мер федерального и регионального уровней, регулирующих взаимоотношения субъектов в социальной сфере по достижению, с одной стороны, пространственно-производственного равновесия национального хозяйства, а, с другой стороны, максимизации эффективности социально-экономического развития региона.
Автор подчеркивает, что политика в общем виде (в том числе и региональная) - это деятельность, выражающаяся в действиях и взаимодействиях между органами власти, регионами, партиями, гражданами и направленная на достижение определенных целей. При этом экономические действия, которые инициируют и осуществляют хозяйствующие субъекты при помощи разных актов (т.е. действий, средств, норм и правил), способны поддерживать процессы, протекающие в пределах региона, или направлять их в другое состояние. Экономическое взаимодействие обозначает определенный тип экономически обусловленных и экономически ориентированных действий, которые осуществляются, как минимум, между двумя субъектами в экономическом пространстве как по вертикали, так и по горизонтали. Экономическое взаимодействие между регионами характеризуется такими топологическими приемами, как координация и субординация, содействие и конкуренция, порядок и безопасность.
Еще статьи
Валютно-денежные операции на рынке России
Термин «валюта» может использоваться в двояком смысле. Во-первых, как денежная
единица страны - один из элементов ее денежной системы. Во-вторых, как денежные
знаки иностранных государств и выраженные в них кредитные и платежные средства.
В более строгом понимании под валюто ...