Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.
Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях. [8]
Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.
Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:
кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственных ценных бумаг;
договоров о предоставлении государственных гарантий;
переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.
Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).
Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.
Классификация долга по различным признакам: [10]
)В зависимости от степени охвата совокупности обязательств:
основной долг (вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода)
текущий долг (задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа)
) по форме обязательств:
кредит, привлеченный от имени РФ
государственная ценная бумага РФ
бюджетный кредит РФ - государственная гарантия РФ
) в зависимости от рынка заимствований, типа кредитора и валюты заимствований:
внутренний (долг в валюте РФ)
внешний (долг в иностранной валюте)
) по типу заемщика: - долг РФ - долг субъектов РФ - муниципальный долг
) по срочности: - краткосрочные (менее 1 года)
среднесрочные (от 1 до 5 лет)
долгосрочные (от 5 до 30 лет включительно)
Существование государственного долга подразумевает и необходимость управления им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
Рост государственного долга влечет множество негативных последствий: [5]
. Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж
. Влечет снижение уровня жизни населения
. Повышение ставок налогов, как средства выплаты государственного внутреннего долга, может подорвать действия экономических стимулов развития производства
. Снижение международного авторитета страны.
Согласно федеральному закону «О бюджетной классификации российской федерации» от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ сейчас действуют два вида официальной классификации государственного долга России: одна - в отношении внутреннего долга, вторая - в отношении внешнего долга и внешних активов.
Соответственно, государственный долг может быть внутренним и внешним. Государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом - обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. Это общепризнанное мировым сообществом определение государственного внешнего и внутреннего долга. Однако в РФ наряду с эти определение функционирует и другое. Так, согласно закону РФ от 13 ноября 1992 года №3877-1 «О государственном внутреннем долге РФ» таковым является долговые обязательства РФ, выраженные в рублях. Федеральным законом от 26 декабря 1994 года №76-ФЗ «О государственных внешних заимствованиях РФ» государственными внешними заимствованиями признавались заимствования из внешних источников. Таким образом. Два названных закона положили в основу классификации государственного долга два разных признака: валюту заимствования и источник заимствования. Благодаря этому, например, до 1997 года долг по внутреннему валютному займу не был включен ни во внешний, ни во внутренний долг. [3]
Еще статьи
Денежный рынок сущность, структура, регулирование
Критическое состояние экономики порождает множество предложений по исправлению
сложившейся ситуации, и в первую очередь улучшения денежного хозяйства. И это
вполне естественно, потому что рыночная экономика - это денежная экономика, и
без наведения порядка в сфере денежных о ...