Современное понимание управления государственным долгом сложилось относительно недавно, хотя сам государственный долг как экономическое явление был известен еще со времен Римской империи. В дальнейшем развитие управления государственным долгом связано с зарождением в XV-XVI вв. кредитной системы. С появлением первых банков практически сразу же стали осуществляться правительственные займы. Так началось создание наиболее эффективного механизма привлечения государством дополнительных ресурсов - государственного кредита. Однако в тот период управление государственным долгом сводилось в основном к привлечению заемных средств. Правительства были мало озабочены его ростом, поэтому попытки урегулирования такой ситуации носили эпизодический характер. Впервые системный подход к управлению государственным долгом был предпринят в начале XVIII в. Во Франции Дж. Ло.
В истории России внешний заем впервые был осуществлен Екатериной II в 1769 г. в Голландии. Внутренние займы стали применяться гораздо позднее внешних. Первый внутренний заем был произведен лишь в 1809 г., в начале XIX в. Практически отсутствовали свободные капиталы, которые могли бы быть отданы в ссуду правительству. Подобная политика управления государственным долгом в итоге привела к тому, что в начале XIX в. Национальная денежная единица была обесценена, а бюджетные дефициты приняли хронический характер. Наиболее серьезную попытку урегулирования бюджетного дефицита и государственного долга предпринял Е.Ф.Канкрин, возглавлявший Министерство финансов в 1823 - 1843 гг. В разработанной им программе выхода из бюджетного и долгового кризиса, в частности, предлагалось: [8]
избегать новых займов (особенно заграничных), а также роста массы ассигнаций;
не увеличивать налоги, но при этом улучшать существующие источники доходов;
усилить внутреннюю и внешнюю торговлю, а также производственную сферу государства;
улучшить систему отчетности;
предотвращать излишнее накопление поступающих в бюджет денежных сумм;
в силу отдаленности России от кредитных источников Европы иметь запасной капитал на случай войны.
На практике правительство сумело осуществить лишь некоторые пункты данной программы, в частности отказаться от выпуска ассигнаций. Вместе с тем впервые ему удалось добиться сбалансированного бездефицитного бюджета. После изъятия из обращения ассигнаций основным механизмом управления государственным долгом стала система государственного кредита. Однако для ее нормального функционирования было необходимо повысить популярность внешних и внутренних государственных займов. В результате в России появился новый инструмент управления государственным долгом - выигрышные займы, которые значительно повысили спрос на государственные облигации.
Активно стали использоваться относительно новые приемы управлений государственным долгом: его реструктуризация путем обмена облигаций прежних выпусков, консолидация и конверсия. Они применялись не только по отдельности, но и в сочетании друг с другом, т.е. по некоторым займам Министерство финансов одновременно снижало процент и продлевало срок пользования заемными средствами. Основным инструментом осуществления конверсии и консолидации были так называемые золотые займы. Облигации этих займов предназначались для реализации на рынках Франции, Великобритании, Нидерландов, Германии, Дании, США, Канады и частично для рынка России.
Еще статьи
Анализ хозяйственной деятельности и ассортимента продукции ЗАО Контакт
Актуальность темы работы состоит в том, что политика ассортиментов товара - это одно из самых значительных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особое значение это направление приобретает в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенны ...