Должно ли государство гражданам, если оно взяло у них в долг? Безусловно. А если сначала это было одно государство, а потом «чудесным» образом трансформировалось в другое? Здесь уже двойственная ситуация: граждане считают, что да, а государство полагает, что или не должно вовсе (по классической формуле «кому я должен, всем прощаю»), или же должно, но не столько, как раньше. А если при этом еще и масштаб цен поменялся многократно и разнонаправленно, то в подсчете пропорций долга сам черт ногу сломит.
Примерно такая ситуация и произошла в России в начале девяностых. Долг государства перед народом по вкладам в Сбербанке толком не подсчитали, стыдливо спрятали на задворках отчетности, и получилось, что его как бы и нет. В итоге эпизод национального позора трансформировался в предмет для гордости. Власти козыряют необычайно низким показателем государственного долга, забывая добавлять, что при его подсчете не учтена гигантская сумма, которую государство должно своим гражданам за вклады, сделанные до 1992 года, и облигации государственного трехпроцентного займа, считавшиеся в свое время эталоном надежности.
А между тем советские обязательства были официально признаны в качестве долгов нынешнего правительства. При более строгом подсчете госдолг РФ может увеличиться с нынешних 10%, которыми козыряют президент и министры, до 50-60% ВВП, пишет «Независимая газета». И так бы оно и произошло, если бы граждане не безмолвствовали, а активно требовали свое. Ну а раз молчат, то и в правительстве предпочитают не вспоминать об обязательствах по советским долгам. [4]
Единственное, что не дает властям окончательно забыть о тех долгах, - принятый еще в мае 1995 года Закон «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» (73-ФЗ). В нем прямо указывается, что «государство гарантирует восстановление и сохранность ценности денежных сбережений» на вкладах и в ценных бумагах СССР и РСФСР, которые были размещены до 1 января 1992 года. Там же говорится, что все гарантированные сбережения граждан «являются государственным внутренним долгом РФ». А ценностью этого долга «признается покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения».
Закон принимался в те времена, когда под Борисом Ельциным шаталось президентское кресло, и явно был направлен на успокоение общества. Выплачивать по нему настоящую стоимость долгов власти никогда не собирались, отговариваясь тем, что в данный момент это невозможно: слишком уж неподъемная сумма для бюджета. Режимы менялись, а отговорка оставалась все той же. Одновременно упорно игнорировались предложения экспертов переоформить те долги в государственные облигации с длительными сроками погашения, как это принято делать в мире.
Владельцам сбережений приходится довольствоваться ежегодными компенсационными выплатами, которые делает российское правительство. Только единицы отваживаются на судебные процессы, чтобы добиться полного возврата своих советских накоплений.
Тем не менее, зарубежные экономисты помнят о советских долгах и даже прикидывают, возможен ли по ним дефолт РФ. «Поскольку размер выплат по обязательствам бывшего СССР снизился, я бы не ожидал, что правительство столкнется с большими политическими сложностями при соотнесении выплат с ограничениями, которые накладывает бюджет», - приводит агентство Bloomberg слова кредитного аналитика Standard&Poor’s Кая Штукенброка. «С точки зрения перспектив суверенных рейтингов мы не считаем, что правительство РФ может объявить дефолт по этим финансовым обязательствам», - говорит он. [8]
Тем не менее, речь идет об очень значительной сумме: в начале 2011 года российский Минфин оценивал объем госдолга бывшего СССР в 25 трлн руб. В то время это составляло около 50% ВВП России.
Еще статьи
Анализ хозяйственной деятельности ОАО ОКТБ Кристалл
Для обеспечения экономического роста на современном этапе необходимо, прежде всего, добиться существенного повышения эффективности управления организациями. Однако организации различных форм собственности функционируют в определенной экономической среде, создаваемой государством посредство ...