Газпром - крупнейший в России производитель газа природного газа. Компания обладает запасами в 29.16 трлн. кубометров газа из 47.8 трлн. кубометров, разведанных в России. По параметру запасов «Газпрому» нет равных и в мире. Добыча Газпрома сосредоточена в Ямало-Ненецком автономном округе. Ежегодно монополия добывает около 545 млрд. кубометров газа. Главная проблема для Газпрома в будущем - падающая добыча на крупнейших месторождениях. Газпром обладает монополией на транспортировку газа на российском рынке.
Монополия на транспорт дает Газпрому беспрецедентные преимущества в установлении правил игры на газовом рынке и диктовании условий транспортировки сырья для независимых производителей. Контрольный пакет акций Газпрома находится в руках государства: компания является инструментом государственной политики, что накладывает вполне определенные ограничения и обязательства на специфику ее бизнеса. То, что Газпром является инструментом государственной политики, дает монополии, с одной стороны, сильные преимущества в газовом бизнесе, но с другой, привносит сильную уязвимость в тот же самый бизнес. Поэтому для устойчивости концерна самое главное - сохранять баланс между реализацией государственных интересов и собственных коммерческих целей. Государственная поддержка несет Газпрому ряд очевидных плюсов:
• Поддержка экспансии Газпрома за рубежом и поддержка в формирования имиджа Газпрома среди иностранных инвесторов.
• Снижение процентных ставок по кредитам благодаря гарантиям правительства.
В тоже время участие государства явно «отягощает» компанию, так как возникает:
• Необходимость нести социальную нагрузку и продавать газ внутри страны и в СНГ по ценам, регулируемым правительством и ниже рыночных.
• Необходимость покупать активы, которые не имеют никакого отношения к газовому бизнесу Газпрома, но необходимы для проведения политики власти
• Необходимость сохранять непрофильные или низкоэффективные активы, доставшиеся Газпрому в наследство от Министерства газовой промышленности.
Но не все так просто для Газпрома в будущем. Есть ряд рисков:
• Падающая добыча на существующих месторождениях Газпрома.
• Растущая себестоимость добычи газа: эффективные и легкодоступные месторождения на сегодняшний день главным образом выработаны, и Газпром вынужден приступать к освоению капиталоемких месторождений Ямала и шельфа.
• Дефицит трубопроводных мощностей, который не позволяет увеличивать поставки со стороны независимых производителей и свободно маневрировать газовыми потоками, получаемых за счет собственного производства, добычи независимых производителей и закупаемого за границей «голубого топлива».
• Низкие внутренние цены на газ заставляют Газпром продавать сырье ниже себестоимости.
Газпром обладает монополией на транспортировку сырья, что дает ему право устанавливать правила игры на рынке и предоставляет беспрецедентные преимущества по маневрированию поставками газа. Благодаря монополии и отсутствию рынка газа в России, Газпром имеет возможность диктовать условия транспортировки сырья для независимых производителей - цен закупки газа и объемов. По данным Союза независимых производителей газа, Газпром покупает газ у независимых производителей значительно ниже рыночной - по $20-22.за тыс. кубометров, при этом экспортная цена в дальнее зарубежье превышает $200за тыс. кубометров.
Покупка газа у независимых производителей - выгодна для монополии, учитывая ценовую политику закупок и тот факт, что монополия не несет никаких издержек при добыче. Таким образом, добыча независимых производителей представляет собой дополнительный запас прочности для газового баланса Газпрома и позволяет генерировать дополнительный денежный доход. "Газпром" заинтересован в увеличении отпускной цены для стран СНГ: монополия находится не в лучшем финансовом положении, и лишняя нагрузка в виде убыточных импортеров, подобных Белоруссии, Молдове и Украине играет на повышение финансовой неустойчивости монополии.
Однако российское правительство заинтересовано в выстраивании союзнических отношений с этими странами, чтобы противостоять усилению влияния США на постсоветском пространстве. Поэтому ради более принципиальных для государства задач российское правительство готово пожертвовать частью прибыли газовой монополии. Именно поэтому российское правительство не готово выполнить угрозы использования «энергетического оружия» по отношению к соседним государствам и продавать газ по рыночным ценам. Фактор цен используется правительством как политический инструмент в деле реализации геополитических интересов страны. Поэтому вопрос выручки Газпрома в данном случае не стоит не повестке дня: газ будет продаваться по ценам, которые выставят правительственные переговорщики.[21]
Еще статьи
Сезонность использования трудовых ресурсов и меры по ее смягчению в сельском хозяйстве
Сельское
хозяйство исторически занимает основное место в жизни каждой страны, каждого
человека. Данная отрасль экономики обеспечивает не только продовольственный
рынок качественными и недорогими товарами, но и позволяет рационально и
эффективно использовать природные ресурс ...