Российский рынок является самым большим и потенциально самым привлекательным рынком газа для «Газпрома». На внутреннем рынке Группа «Газпром» реализует более половины продаваемого газа. В 2009 г. выручка от реализации газа Группы «Газпром» на российском рынке выросла на 4,3% по сравнению с 2008 г. и достигла 494,9 млрд. руб. Объемы продаж составили 262,6 млрд. куб. м.[21]
В настоящее время в России функционирует модель рынка газа, включающая регулируемый и нерегулируемый секторы. Доминирующее положение занимает регулируемый сегмент рынка. В этом сегменте основным поставщиком является «Газпром».Регулируемый сектор российского рынка газа. Газ, добываемый организациями Группы «Газпром», в соответствии с Законами РФ и Постановлениями Правительства РФ реализуется российским потребителям главным образом по регулируемым государством ценам.
Рис. 1 Структура потребления газа по федеральным округам России
В 2009 г. по регулируемым ценам реализовано 251,7 млрд. куб. м. В соответствии с решениями Правительства РФ по постепенному доведению регулируемых оптовых цен на газ до экономически обоснованного уровня регулируемые оптовые цены на газ в России были увеличены в 2009 г. на 15,7% по сравнению с 2008г. В 2010 г. рост оптовых цен на газ в России составил в среднем 26,3% по сравнению с 2009 г.[21]Параметры изменения регулируемых оптовых цен на газ определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные регулируемые оптовые цены на газ, дифференцированные по ценовым поясам с учетом удаленности потребителей от регионов добычи газа и категорий потребителей, утверждаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России). Розничные цены на газ для населения устанавливаются администрациями субъектов Российской Федерации.
Нерегулируемый сектор российского рынка газа. Начиная с 2006 г., Правительством Российской Федерации предпринимаются меры по развитию российского рынка газа в соответствии с рыночными принципами. В мае 2007 года Правительством РФ принято постановление №333, в котором предусмотрен ряд шагов, направленных на либерализацию ценообразования в газовой отрасли, в частности, переход к применению в ценообразовании на газ с 1 января 2011 г. рыночной формулы цены, основанной на принципе равной доходности поставок газа на внутренний и внешний рынки. Новый механизм формирования цены на газ, предусмотренный постановлением №333, заключается в установлении предельных регулируемых уровней цен (минимального и максимального) для отдельных групп потребителей. К этим категориям относятся новые потребители, впервые заключающие договор поставки после 1 июля 2007 г., а также действующие потребители, заключающие договор поставки на дополнительные объемы газа сверх объемов, зафиксированных в договорах.
В связи с наблюдавшимися в мировой и российской экономике кризисными явлениями Правительством России, а также профильными министерствами и ведомствами в 2009 г. обсуждался вопрос переноса сроков либерализации ценообразования. В рамках обсуждения ОАО «Газпром» выступило с предложением о возможности применения в расчетах формулы с ограничениями уровня цен понижающими коэффициентами в течение переходного периода (2011-2013 гг.), на протяжении которого необходимо постепенно привести внутренние цены на газ к уровню равной доходности. Данное предложение было поддержано заинтересованными министерствами и ведомствами. Таким образом, переход к равнодоходным ценам предполагается в полной мере осуществить с 2014 г.
Своевременный переход к формированию внутренних цен на газ на основе рыночных принципов будет способствовать созданию условий, при которых внутренний рынок газа станет реальным источником для устойчивого развития газовой отрасли, смежных отраслей, повышения энергетической эффективности национальной экономики в целом. Развитие биржевой торговли газом. Одной из основных характеристик цивилизованного рынка газа является применение биржевых котировок в качестве рыночных индикаторов цены.
В 2006-2008 гг. в целях отработки использования современных биржевых технологий на основании решений Правительства РФ был проведен эксперимент по реализации газа по свободным рыночным ценам на электронной торговой площадке (ЭТП) сбытового подразделения «Газпрома» - ООО «Межрегионгаз».В рамках эксперимента в 2007 году ОАО «Газпром» получило возможность продать до 5 млрд. куб. м газа по свободным ценам. Аналогичный объем газа по свободным ценам могли продать независимые производители газа. В 2008 году объем газа, разрешенный для торговли на ЭТП, был увеличен до 7,5 млрд. куб. м для каждой из сторон. По итогам 2008 г. через ЭТП ООО «Межрегионгаз» было реализовано 6,1 млрд. куб. м газа, 3,1 млрд. куб. м из которых составляет газ ОАО «Газпром» и 3 млрд. куб. м - газ независимых производителей. Основной объем газа (86%) был приобретен организациями электроэнергетики. Практика осуществления эксперимента показала его позитивную роль в отработке системы взаимодействия субъектов рынка между собой, в т. ч. процедуры оперативного доступа организаций, участвующих в торгах, к ГТС ОАО «Газпром», а также продемонстрировала прозрачность формирования ценового сигнала. Она позволила добиться существенного прогресса в интеграции технологии электронной торговли с системой управления газоснабжением, отладить механизмы участия независимых производителей в торгах на ЭТП.
Еще статьи
Денежные системы и современные денежные средства
Деньги - одно из величайших изобретений человечества. Они составляют
наиболее увлекательный аспект экономической науки. "Деньги заколдовывают
людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее
искусные способы получить их и наиболее искусные с ...