Структуры третьего сектора выделяются не только спецификой своей деятельности, но имеют также некоторые особенности в организации этой деятельности. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что примерно половина добровольных организаций (49%) создается группой единомышленников, значительно реже инициаторами создания новой структуры становятся лидер (9%), головная организация или местная власть (по 12%) (Опрос проводился в Архангельске, Нижнем Новгороде, Тольятти и Челябинске (“Эффективность работы некоммерческих организаций в регионах России”, CAF-Россия, 1997). Однако в большинстве случаев вся полнота власти в организации сосредоточена именно у руководителя. Он единолично решает кадровые и текущие вопросы, разрабатывает стратегию деятельности, ищет финансирование, информирует о ходе выполнения программ совет учредителей (или собрание членов организации, попечительский совет).
В российских НКО по найму на условиях полного и неполного рабочего дня трудится примерно 1,13 процентов экономически активного населения России. Если этот показатель пересчитать в терминах эффективной занятости в течение полного рабочего дня и 40-часовой рабочей недели, то доля занятых в российском некоммерческом секторе составляет 0,89 процентов численности экономически активного населения. Занятость в некоммерческом секторе России носит в основном характер полной занятости - 82 процента сотрудников НКО работают полный рабочий день, то есть 40 часов в неделю. Частично занятые сотрудники НКО работают в среднем по 17 часов в неделю. Среди развитых стран Россия по этим показателям некоммерческого сектора занимает последнее место.
Как правило организации третьего сектора имеют не только штатную структуру (в 62% случаев), но и привлекают добровольцев (в 76% случаев), то есть людей, по собственной инициативе работающих бесплатно или за символическую плату. Показательно, что, в отличие от зарубежного опыта, в России к добровольцам относятся исключительно как к временному явлению, вызванному финансовым кризисом, и работают они чаще всего время от времени, помогая в реализации программ или проведении конкретных мероприятий. Подобная практика замедляет распространение добровольчества в “чистом виде” и приводит к тому, что в настоящее время большинство добровольцев лично связаны либо с проблемой, в решении которой они принимают участие, либо с сотрудниками организации. Для сравнения, в США больше половины взрослого населения отдают бесплатной работе около 4 часов в неделю, в Канаде 27% взрослых посвящают ей 3,7 часов в неделю, примерно 1/3 англичан тратит на добровольную службу 1,1 час еженедельно, а в Италии 1,4 млн. человек заняты подобной деятельностью по 7 часов в неделю. Подбор штатных сотрудников в третьем секторе чаще всего ведется по принципу личных знакомств, что, с одной стороны, поддерживает доверительные отношения в коллективе, но в то же время затрудняет критическую оценку работы. Примером тому служат программы, по которым работает большинство (83%) добровольных организаций. Часто при подготовке таких документов упор делается на описание самой проблемы, а не на конкретную схему действий, планируются не этапы достижения цели, а общие результаты. Желая аккумулировать в своих руках как можно больше источников финансирования, многие организации (50%) берутся за одновременное осуществление трех-пяти проектов, что как правило не подкреплено ни людскими, ни материальными ресурсами. Подобная разбросанность часто сочетается с невниманием к будущему: заинтересованность в программе ограничивается сроком ее финансирования из одного источника, а не степенью решенности самой проблемы. События августа 1998 г. показали, что главное условие выживания третьего сектора в России состоит в достижении независимого стабильного финансирования. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Еще статьи
Гиперинфляция механизм развития и методы борьбы в Российской Федерации
гиперинфляция монетаризм регулирование
На протяжении последних лет инфляция остается одной из основных
российских экономических проблем, а сдерживание инфляционных процессов - одной
из целей политики правительства. Вследствие этого анализ причин инфляции
представляется актуал ...