Среди официальных контактов наиболее распространенной формой становится сотрудничество добровольных организаций с различными социальными департаментами местной администрации через специальные коллегиальные структуры, имеющие самые разные названия (губернское собрание, общественная палата и т.п.). Так, при мэре и правительстве Москвы действуют более 20 общественно-государственных структур, которые координируют деятельность третьего сектора столицы.
Другим, несомненно менее значимым каналом финансирования деятельности российского третьего сектора является зарубежная помощь. Ее масштабы и форма предоставления варьируют во временном аспекте и в зависимости от вида деятельности добровольных организаций. Так, в первые годы реформы основной поток зарубежного финансирования составляла гуманитарная помощь. На волне ее распределения возник не один десяток некоммерческих организаций, характер деятельности которых был задан типом гуманитарного груза. Благотворительные организации занимались распределением между нуждающимися зарубежных продуктов питания, детской одежды, медикаментов и т.п. Позже, когда острота ситуации несколько сгладилась, а общество притерпелось к новым условиям существования, акцент зарубежной помощи сместился в сторону партнерских отношений.
Зарубежные гранты и по сей день остаются одним из наиболее цивилизованных способов финансирования третьего сектора. Это целевые средства, выделяемые на общественно полезные программы с последующим отчетом об их использовании. Доля иностранных грантов в общей сумме доходов НКО достаточно скромна - около 10%, но это в среднем. В то же время в бюджетах правозащитных и женских организаций средства зарубежных грантодателей занимают около 90%.
Практика показывает, что одной из причин тяжелого финансового положения третьего сектора в России являются просчеты в фандрайзинге (поиске источников финансирования), который вообще отсутствует в России как система: у нас нет (или их очень мало) ни специально обученных, грамотных профессионалов, занимающихся этими вопросами, ни отработанных методик. В большинстве организаций фандрайзингом занимается не квалифицированный профессионал, а непосредственно руководитель, причем без продуманной стратегии и без соответствующего обучения.
Таким образом, сложившаяся к настоящему моменту система экономических взаимосвязей предоставляет достаточно широкий выбор потенциальных возможностей для финансирования деятельности третьего сектора, хотя уровень финансовой и материальной обеспеченности основной массы некоммерческих организаций остается чрезвычайно низким, более того - продолжает ухудшаться.
Заключение
Естественно, что проблемы, которые стоят сегодня перед всем российским обществом ощутимо влияют на еще слабый отечественный третий сектор. Обеспечение его независимости и устойчивости связано сегодня с факторами, общими для России в целом. Это, прежде всего, формирование и исполнение соответствующего законодательства. Разумеется, оно нуждается в уточнениях, но оно уже есть, и главная задача сегодня заключается в исполнении существующих законов. Второе - это подготовка специалистов, способных даже в условиях высокого уровня экономической нестабильности в России изыскивать финансовые возможности для стабильного функционирования организаций третьего сектора. И наконец, необходимо объединение усилий общественности, направленных на достижение максимальной информированности о деятельности третьего сектора, формирование доверия к добровольным инициативам в России.
По данным Росстата, общее количество негосударственных некоммерческих организаций в России составляло на 1 января 2009 года 360 тысяч. Из общего количества формально зарегистрированных организаций реально действующими являются примерно 38 процентов, то есть 136 тысяч организаций.
По состоянию на 1 января 2010 г. в Российской Федерации зарегистрировано 222736 некоммерческих организаций. Из них общественных объединений - 119247, религиозных организаций - 23494, политических партий - 7, иных некоммерческих организаций - 79988.
Общий уровень вовлеченности в добровольческую деятельность в некоммерческом секторе в 2008 году составлял 3,2 процента от численности экономически активного населения (3,02 от числа занятых в экономике).
Всем типам НКО доверяют лишь 5 процентов россиян, никаким типам НКО не доверяют 25 процентов россиян. Чаще всего люди доверяют обществам по защите прав потребителей, но доля доверяющих лишь 11 процентов.
Социальный феномен, который на сегодняшний день представляет собой российский третий сектор, это относительно замкнутое на самом себе сообщество организаций, имеющее тенденцию к количественному росту и развитую инфраструктуру (ресурсные центры, информационные агентства, печатные издания, информационные сети, тренерские группы, лоббирующие институты и т.д.). Преодоление “замкнутости” осуществляется на институциональном уровне, то есть через взаимодействие с государственными и коммерческими структурами, а также СМИ. Но, и это главная особенность данного социального феномена, российские некоммерческие организации чрезвычайно слабо влияют на всех прочих граждан, они мало известны и малоинтересны населению страны в целом20).
Еще статьи
Аспекты международного рынка продукции военного назначения
Современное
оружие может быть оборонительным, а может - наступательным. Все зависит от
того, в чьи руки оно попало, а вовсе не от технических характеристик.
Естественно, мы за оборонительное оружие. Но при этом не должны забывать,
особенно сейчас, в дни, когда ещё ощущаются ...