Во-вторых, рынок осуществляет общественное признание предложенных к продаже товаров, а значит и труда, вложенного в них; рынок может отвергнуть ненужные людям товары или товары, не удовлетворяющие потребности людей; то есть, рынок регулирует спрос и предложение товаров, а также установление цены.
В-третьих, рынок является независимым распределителем экономических благ только на эквивалентной и возмездной основе.
В-четвертых, рынок представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным оценщиком способностей каждого человека как потребителя, производителя, предпринимателя.
В-пятых, рынок выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее качество по наименьшей цене.
В-шестых, рынок выполняет функцию распределения ресурсов, направляя ресурсы в те производства, результаты которых пользуются спросом.
Центральным звеном рыночного механизма выступает цена. Ее величина в нормальных условиях возмещает издержки производства и обеспечивает прибыль, достаточную для экономического развития. Цена учитывает также общественную потребность в данном продукте или услуге, ее полезность. Последние влияют ни спрос и предложение и, таким образом, на цену.
Спрос представляет собой ту часть потребностей общества, которая обеспечена доходом (денежным эквивалентом). Величина спроса - это то количество благ и услуг, которое потребители готовы купить при данной цене в данный период времени. Очевидна и зависимость спроса от цены: чем ниже цена, тем больше спрос.
Величина спроса зависит и от других (неценовых) факторов: величины денежных доходов потребителя, потребительских ожиданий относительно будущих цен и доходов. Спрос складывается под влиянием моды, вкусов, потребительских предпочтений, от пола и возраста покупателя и других факторов. Рыночный спрос, кроме того, зависит и от числа потребителей данного товара.
Предложение формируется со стороны производства и представляет собой по объему количество благ и услуг, которые представлены на рынке за определенное время. Цена также влияет на предложение: рост цен на товары и услуги приводит к увеличению их предложения за счет расширения действующего производства и привлечения в данную отрасль новых производителей. Другими (неценовыми) факторами изменения предложения выступают изменения технологии и организации производства, цен на ресурсы, налогов и дотаций, количества производителей и др.
Соотношение спроса и предложения определяет рыночную цену. Рыночная цена, при которой спрос и предложение приведены в соответствие, называется ценой равновесия. Рыночные цены постоянно колеблются в определенных пределах вокруг цены равновесия. Ее верхняя цена определяется ценой спроса - максимальной ценой, которую покупатель согласен заплатить за товар. Нижний уровень рыночной цены определяется ценой предложения, то есть минимальной ценой, при которой производителю имеет смысл осуществлять выпуск данной продукции. Рыночная цена, как правило, выше цены предложения и ниже цены спроса.
Существенно влияет на рыночную цену конкуренция - соперничество субъектов рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг. В современной теории выделяют два вида конкуренции - совершенную и несовершенную и четыре Модели рыночных структур (конкуренции): совершенная, монополистическая, олигополия и монополия (последние три относятся к несовершенной конкуренции). Каждый тип конкуренции характеризуется специфическими факторами формирования спроса и предложения и, следовательно, рыночной цены и составляют рыночный механизм в условиях конкуренции.
Самостоятельным аспектом рыночного ценообразования является формирование цены на рынках ресурсов. Цены на труд, капитал, землю определяют доходы тех, кто продает эти ресурсы. Спрос и предложение ресурсов имеют свои специфические особенности: спрос на экономические ресурсы зависит от спроса на продукт, который производят с помощью того или иного ресурса, а значит и от рыночной цены товара, произведенного с помощью данного ресурса. Спрос на ресурс зависит от производительности самого ресурса. На ценообразование на рынке ресурсов оказывают влияние и типы рыночных структур.
Еще статьи
Ресурсы газа России в обеспечении национальной и европейской экономической безопасности
Газовая промышленность России является уникальным образованием в мировом
энергетическом балансе не только потому, что обеспечивает 24% мировой добычи и
28% распределения газа, но и располагает почти одной третью мировых запасов
газа. Газовая промышленность России является од ...