Потребность в запасах товарно-материальных ценностей рассчитывается дифференцированно в разрезе следующих их видов: а) потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы сырья и материалов; б) потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы товаров (для торговых предприятий).
Потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы товарно-материальных ценностей каждого вида, определяется путем умножения однодневного их расхода на норму запаса в днях [14, с.43]:
,(1.30)
где Ор - однодневный расход сырья, материалов и т.п.;
Дпз - средняя норма запаса в днях. Она определяется как сумма подготовительного, текущего, страхового, транспортного и технологического запасов.
Нормы запасов товарно-материальных ценностей каждого вида устанавливаются каждым предприятием самостоятельно исходя из отраслевых и других особенностей его хозяйственной деятельности. Для усредненных расчетов в зарубежной практике при разработке бизнес-планов применяют следующие стандартные нормы запасов: по сырью и материалам - 3 месяца (90 дней); по товарам, реализуемым предприятиями торговли - 2 месяца (60 дней).
Потребность в незавершённом производстве [14, с.43]:
,(1.31)
где Вс - выпуск товарной продукции в плановом периоде по производственной себестоимости;
Дц - длительность производственного цикла в календарных днях.
Для перевода рабочих дней в календарные необходимо их умножить на переводной коэффициент 1,42.
Т - число дней в анализируемом периоде (для года 360, квартала - 90);
Кн - коэффициент нарастания затрат, который определяется по формуле (используется при равномерном нарастании затрат) [14, с.43]:
,(1.32)
где Е - единовременные затраты в начале производственного цикла;
Спр - производственная себестоимость производственной программы.
Потребность в запасах готовой продукции:
,(1.33)
где Од - однодневный выпуск товарной продукции по производственной себестоимости;
ДГП - норма запаса в днях. Она включает время на упаковку, маркировку, комплектование, погрузку, оформление, сдачу счетов в банк.
Потребность в денежных активах определяется на основе предстоящего их расходования на расчеты по оплате труда (исключая начисления на нее); по авансовым и налоговым платежам; по маркетинговой деятельности (расходы по рекламе); за коммунальные услуги и другие [14, с.44]:
,(1.34)
где Зот, ап, нп, мд, пр - затраты предприятия на расчеты по оплате труда (исключая начисления на нее); по авансовым и налоговым платежам; по маркетинговой деятельности (расходы по рекламе); и другие соответственно в месяц.
В практике формирования денежных активов вновь создаваемых предприятий потребность в них определяется в разрезе перечисленных видов платежей на предстоящие три месяца (что обеспечивает достаточный запас платежеспособности на первом этапе функционирования предприятия). В процессе последующей хозяйственной деятельности нормативы активов в денежной форме снижаются (особенно в условиях инфляции).
Укрупнённо потребность в оборотных средствах можно определить исходя из анализа затрат на 100 руб. с оборота с учетом условий платежа [14, с.44]:
,(1.35)
где Зос - затраты оборотных средств на 100 руб. с оборота, руб.;
Зпр - себестоимость продукции на 100 руб. с оборота, руб.;
Зм - затраты на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия в себестоимости продукции на 100 руб. с оборота, руб.;
Ззп - затраты на заработную плату в себестоимости продукции на 100 руб. с оборота, руб.;
Тскл - предполагаемое время хранения на складе, дней;
Тпр - длительность производственного цикла, дней;
Тпл - сроки платежа клиентов, дней.
Окончательный расчет потребности в оборотных средствах [14, с.44]:
,(1.36)
где ОСн - потребность в оборотных средствах, руб.;
Од - дневной оборот, который определяется по формуле [14, с.45]:
,(1.37)
где ВР - сумма обернувшихся средств (выручка от реализации), тыс руб.;
Еще статьи
Резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции на ОАО ЧТЗ-Уралтрак
В условиях современного рынка снижение себестоимости продукции создает
предпосылки к высокой конкурентоспособности, что является особенно актуальным в
данный период развития экономики, когда идет борьба за сохранение уже
существующих рынков сбыта продукции, а также завоевание но ...