характеризуется не временными отношениями между хозяйствующими субъектами региона, а определенным состоянием функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур;
имеет внутренне противоречивый характер - источники его самодвижения и саморазвития находятся в объективно обусловленных противоречиях внутри хозяйствующих субъектов, связанных между собой разделением труда.
Целью формирования экономического пространства является создание эффективной региональной экономической интеграции, базирующейся на взаимном интересе и равноправном партнерстве. Основой регионального экономического пространства должна стать самостоятельность товаропроизводителей как главных субъектов экономической деятельности. Таким образом, одним из ведущих принципов формирования и функционирования регионального экономического пространства является общее хозяйственное законодательство, определяющее правовые нормы функционирования субъектов экономических отношений.
Основными принципами формирования экономического пространства являются: единая валюта (рубль); единая финансовая и ценовая политика с существенным перемещением прав в пользу местных органов управления и производителей; единая налоговая и бюджетная политика, а также регулирование цен на ключевые виды сырья, продукции, товаров и услуг, круг которых согласовывается всеми субъектами общего экономического пространства; единая рыночная инфраструктура - общие транспортные и информационные коммуникации, а также системы статистики и стандартизации; единая социальная политика, направленная на установление гарантированных минимальных уровней заработной платы, пенсий, пособий и других выплат, компенсаций, индексаций доходов населения, а также нормативов обеспечения населения жильем и объектами сферы социально-культурного обслуживания с учетом региональных условий; централизованное регулирование развития регионального экономического пространства посредством целевых инвестиций, дотаций (субвенций), в частности, по оказанию помощи районам бедствия, депрессивным районам, а также протекционистской политики по отношению к отдельным сферам хозяйственной деятельности.
По мере становления этих сфер (изменения специализации, повышения технического уровня, конкурентоспособности) государство может освободиться от регулирующих функций. Региональное экономическое пространство обладает также неоднородностью структуры, обусловленной сочетанием факторов и условий развития, свойственных конкретной территории. Это означает разделение пространства на своеобразные территориальные единицы, каждая из которых выполняет определенную функцию. Экономическое своеобразие территориальных единиц (чаще всего выражающееся в специализации) обусловливается их природными ресурсами, географическим положением, историческими особенностями развития, трудовыми навыками и национально-этническими характеристиками населения и другими факторами.
В процессе проводимых в России реформ реализуется предоставление большей экономической самостоятельности всем субъектам экономической жизни страны. Это требует особой системы управления, достаточно разнообразной и гибкой, адаптируемой к реальным условиям, параметры и ориентиры развития которой вырабатываются общественно-государственными институтами. Однако региональное хозяйство, являясь комплексным по сути, то есть имея в наличии многие отрасли и производства, определенным образом связанные между собой, как правило, не обладает гармоничной структурой, что зачастую приводит к появлению кризисных ситуаций. Это усугубляется еще и тем, что многие регионы узко специализированы на тех или иных сферах деятельности. Поэтому в силу социальной изменчивости региональная экономическая система рассматривается с точки зрения факторов трансформации институтов управления, межрегиональных взаимодействий и т. д.
Внутренние факторы обусловлены реакцией на внешние обстоятельства и ориентированы на формирование целостного экономического механизма. С общесистемных позиций определяющей тенденцией в упорядочении подобного механизма следует считать факт поддержания государством свойств устойчивого целого. В силу этого происходит развитие процессов адаптации составных элементов системы государственного управления к новой, как бы глобальной функции.
При определении стратегии формирования и развития региональной экономики необходимо исходить из объективно сложившихся условий и разнотипности региональных систем и специфики их функционирования, что позволит определить правильную оценку предполагаемых тенденций их развития и потребует создания межрегиональных экономических связей, основанных на эквивалентных рыночных отношениях. Согласно этому весьма актуальной становится задача учета характера регионального воспроизводственного процесса в конкретных территориальных условиях.
Еще статьи
Анализ хозяйственной деятельности и ассортимента продукции ЗАО Контакт
Актуальность темы работы состоит в том, что политика ассортиментов товара - это одно из самых значительных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особое значение это направление приобретает в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенны ...