В течение продолжительного периода японская экономическая модель обеспечивала экономический рост за счет использования преимущественно экстенсивных факторов. Японские предприниматели активно заимствовали в США и других странах производственные приемы. Экономика Японии была ориентирована на заимствование новейших технологий США и других промышленно развитых стран. На первых порах активное их внедрение привело к «экономическому чуду» - Япония вышла на одно из первых мест не только в Тихоокеанском регионе, но и в мире. Однако отказ от инновационного развития собственного производства резко сократил спрос на высшее образование. Индустриальная модель прогресса, принятая в Японии, делала невыгодными инвестиции в образование: в 1995 г. более 30% высшего персонала японских компаний не окончили даже колледжа. Инвестиции в человеческий капитал находились здесь на одном из самых низких уровней среди стран - членов ОЭСР.
В США после запуска в СССР первого спутника, отразившего достижения советской науки и образования, был проведен глубокий анализ причин отставания в начавшейся эре завоевания космоса. Американские ученые и политики пришли к выводу, что ведущая держава капиталистического мира отстает от СССР, прежде всего, в области образования. Принятая конгрессом США инвестиционная программа развития образования позволила сделать рывок в социальной сфере общественного воспроизводства, о чем свидетельствует устойчивая динамика роста доли образования в бюджете США. Так, в течение 15 лет (1990-2005 г.г.) в США доля сферы услуг достигла 60% ВВП, 65% федерального бюджета направляется на развитие человека. В США инвестиции в человека в 3 раза превышают производственные инвестиции.
Эффективная политика в отношении притока в страну талантливых и богатых людей со всего мира - огромное конкурентное преимущество США перед всеми другими странами. Приезжие в благоприятных условиях жизни и работы становятся ревностными американцами, патриотами и преумножают богатство свое собственное и государства. Или не выдерживают конкуренции и покидают США. Свобода, жесткая конкуренция, жесткие и беспощадные законы и правоохранительная система наказания перемалывают разношерстное пополнение в законопослушные ряды граждан США. Или выдворяют из страны, или изолируют от общества (в США больше всего заключенных на 100 тыс. граждан - около 3 млн. в 2006 году). Демократия требует обязательного выполнения законов и неотвратимых наказаний за их нарушение. В США во многих штатах продолжают действовать законы о смертной казни в отличие от Европы. В этом смысле США не оглядываются на других. В США есть свои сильнейшие в мире ученые, эксперты, специалисты, которым они полностью доверяют.
В России ситуация противоположная. С 1992 года финансирование науки и образования в РФ сократилось примерно вдвое. Большинство талантливых и выдающихся ученых, инженеров, врачей и других конкурентоспособных специалистов уехало в период продолжающейся смуты из России, в основном в США, Канаду, Германию. Уехали и уезжают физики, математики, программисты, химики, электронщики, специалисты по биотехнологиям и т.д. Работают российские специалисты также в Японии, Сингапуре и других азиатских странах. По нашим оценкам уехало за границу более половины из числа лучших российских специалистов. Как уже отмечалось, система привлечения лучших специалистов в США, созданная этой страной, является, возможно, главным ее конкурентным преимуществом. Это очень дешевый способ качественного пополнения национального человеческого капитала, способ повышения конкуренции, усиления синергетических эффектов.
Еще статьи
Состав и пути улучшения использования оборотных средств на предприятии ТОО Георгиевское
Оборотные средства являются одним из важнейших элементов хозяйственного
механизма. Успешные результаты деятельности сельскохозяйственных
товаропроизводителей во многом зависят от рационального использования оборотных
средств и правильной организации источников их формирования. П ...