Ключевым показателем деятельности в объеме реализации выделяют две части себестоимости и прибыли.
Себестоимость есть отрицательный денежный поток, затраты на создание и реализацию продукции. Прибыль - положительный денежный поток, доход предприятия. Эти показатели взаимозависимы.
Себестоимость - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
Плановая себестоимость представляет собой расчетную себестоимость единицы продукции, сформированную согласно утвержденной на соответствующий период калькуляции, составленной по статьям расходов. Порядок составления калькуляции расчетной стоимости и утверждения плановой себестоимости, в целях использования ее в бюджетном учете, устанавливает главный распорядитель бюджетных средств
Нормативная себестоимость продукции (работ, услуг) рассчитывается организацией самостоятельно на основании норм расхода материалов, зарплаты и т. д., необходимых для выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг). Нормативная себестоимость продукции исчисляется еще до начала ее производства.
Фактическая себестоимость определяется по уже свершившемуся факту финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В конце отчетного периода обычно сравнивают фактические показатели с нормативными (плановыми) и выявляют отклонения (экономию или перерасход). На основании данного анализа принимаются соответствующие управленческие решения.
Задачи анализа себестоимости
· объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
· исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
· обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
· содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;
· выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;
Факторы снижения себестоимости:
1. Повышение технического уровня производства (механизация и автоматизация производства, использование более прогрессивных техники и технологии, внедрение безотходных технологий)
. Совершенствование организации производства, труда и управления (определение и соблюдение оптимального размера партии закупаемых материалов, разработка и внедрение технически обоснованных норм и нормативов, внедрение управленческого учета и бюджетирования, повышение квалификации работников, улучшение обслуживания рабочего места, применение передовых методов и приемов труда и т.п.).
. Изменение объема и структуры продукции.
. Отраслевые и прочие факторы.
Внешними факторами, оказывающими большое влияние на себестоимость продукции, являются цены на сырье, материалы и комплектующие, налоговая политика государства, регулирование государством минимального размера на оплату труда и т.п.
Анализ прибыли и рентабельности
Прибыль является важнейшим показателем деятельности коммерческих организаций. С одной стороны, она отражает конечный финансовый результат, с другой - это главный источник финансовых ресурсов фирмы, формирующий собственный капитал. В условиях рыночной экономики ее величина определяет направления инвестирования. Предприниматель вкладывает средства прежде всего в доходные виды экономической деятельности, где можно достичь наибольшего прироста стоимости, так как это источник дальнейшего развития его бизнеса.
Величина прибыли имеет стратегическое значение и для бюджетов всех уровней, поступая в виде налога для обеспечения выполнения различных государственных программ. Исходя из значимости данного показателя, анализу формирования и распределения прибыли должно быть уделено особое внимание, цель которого - выявить резервы ее роста, необходимые для повышения уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.
Еще статьи
Малое и среднее предпринимательство в Забайкальском крае
Поддержка
и развитие малого и среднего предпринимательства в последнее время стало не
только экономической, но и политической задачей. Современные темпы развития
экономики России определяют необходимость наращивания экономического
потенциала, перехода на инновационный путь ...