В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности переместился к основному звену всей рыночной экономики - предприятию. Именно на этом уровне создаётся нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь принимаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологии. На предприятии организуется производственный процесс, разрабатываются стратегические, текущие, оперативные планы, осуществляется эффективное управление. Поставленные перед предприятием задачи можно выполнить лишь при хорошем усвоении основ экономики предприятия. Много экономистов в своих работах изучают предприятия и дают им определения, следят за их изменениями.
Например, Сафронов Н.А. считает, что предприятие - экономические агенты или лица, действующие в рыночной экономике, занятые производством, реализацией товаров, услуг с целью получения прибыли и её максимизации.
В.Я. Горфинкель и В.А. Швандар считают, что субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Они дают понятие предприятие - как самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Они отмечают роль предприятия в экономике страны.
Их поддерживают авторы Тальмина П.В. и Чернецова Е.В. У них предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей. В своей работе они подчеркивают законодательную основу создания и регистрации предприятия.
Известный зарубежный экономист Г. Берл даёт понятие шести типам собственного предприятия (10, стр.13).
инкубаторы (зонт, обеспечивающий малым предприятиям необходимое состояние делового климата: помещение, оборудование, совет специалистов, возможности получения необходимого капитала и т.д.);
надомный бизнес;
блошиные рынки;
предприятия, выполняющие заказы почтой;
передвижные предприятия или предприятия временного характера;
продажа товаров на вечеринках и во время демонстрации товара.
Много авторов уделяют вопросам формирования коллективов. Под управленческой командой В.В. Авдеев, разработчик оригинальной технологии формирования команд, понимает группу психологически совместимых лиц, объединённых стратегическим интересом, концептуально-технологически мыслящих в области профессиональной компетенции и работающих по определённым правилам. Ресурсы управленческой команды, по его мнению, обусловлены: сплочённостью, ориентированной на деятельность, которая опосредуется благодаря согласованности приоритетов стратегических интересов, а также особенностями проявления ценностных компонентов; формально-динамическими свойствами индивидуальности, проявляющимися в специфике реализации поведенческих актов; темпераментом к решению определённых задач, типическими межличностными отношениями, которые приводят к успешному сотрудничеству эффективных ведущих и продуктивных ведомых.
Таким образом, по мнению этого автора, оптимизация взаимодействия в организации опирается на личностные ресурсы каждого участника команды и на психологические межличностные отношения в совместной деятельности.
Очень чётко сформулирована позиция Т.Ю. Базарова по сущности и путям формирования команд. Под командой он понимает небольшое количество людей (от 5 до 20), которые имеют общие цели, ценности, подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки, принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны изменять функционально-ролевую соотнесённость (т.е. исполнять любые внутригрупповые роли).
Еще статьи
Анализ хозяйственной деятельности и ассортимента продукции ЗАО Контакт
Актуальность темы работы состоит в том, что политика ассортиментов товара - это одно из самых значительных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особое значение это направление приобретает в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенны ...