Функции малого и среднего предпринимательства представлены на рисунке
Рисунок 1.2 - Функции малого и средний бизнеса в экономике
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства (
Басарева В.Г., Бурцев Ю.А., Друкер П. Ф., Кузеванова А.Л.), можно указать на следующие функции малого и среднего бизнеса:
увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии социальных групп;
отбор наиболее энергичных индивидов, для которых малый бизнес становится начальным этапом самореализации;
создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (инвалидов, молодежи);
подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения малоемких новых рынков;
ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
мобилизация невостребованных ранее материальных, финансовых и природных ресурсов, а также более эффективное их использование;
снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений;
улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Малому и среднему бизнесу присущи определенные недостатки: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; высокая зависимость от крупных компаний; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов и др. (таблица 1.1)
Таблица 1.1 - Преимущества и слабости малого и среднего бизнеса
Сильные стороны малого и среднего бизнеса |
Слабые стороны малого и среднего бизнеса |
Гибкость |
Высокорискованный характер |
Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом |
Интуитивный характер и неспециализированное управление |
Использование незанятых ресурсов на неформальных рынков |
Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам |
Зависимость от поддержки крупных фирм и государства. |
Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР |
Еще статьи
Состав и пути улучшения использования оборотных средств на предприятии ТОО Георгиевское
Оборотные средства являются одним из важнейших элементов хозяйственного
механизма. Успешные результаты деятельности сельскохозяйственных
товаропроизводителей во многом зависят от рационального использования оборотных
средств и правильной организации источников их формирования. П ...