Общественное поведение представителей малого бизнеса в развитых странах основано на прямой зависимости от местных и национальных условий и интересов. Поэтом жизненный цикл предприятий малого бизнеса относительно недолог. По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования среди действующих остается примерно 50%, через 3 года - 7-8%, и, наконец, через 5 лет - не более 3%.
В развитых странах система государственной поддержки малого бизнеса находится на высоком качественном и организационном уровне. В мире сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий: центральное правительство; местные органы власти; крупный бизнес; самостоятельные объединения мелких предприятий.
Центральные и местные органы власти поощряют становление и развитие компаний малого бизнеса при помощи кредитных гарантий, налоговых льгот, предоставления субсидий и займов. Местные органы власти, крупный бизнес оказывают техническую и консультационную помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовку кадров. Займы на льготных условиях выделяются на осуществление таких проектов, как разработка новой технологии и новых видов продукции, разработка новых видов производства. Финансовая поддержка осуществляется и путем налоговых льгот, позволяющих малым предприятиям резервировать часть прибыли.
С целью повышения эффективности малого бизнеса в развитых странах большое значение придается мониторингу и оценке состояния малого и среднего предпринимательства. Причем с каждым годом методы оценки, проведения широкомасштабных международных исследований, построения системы обмена данными между национальными системами поддержки и развития малого предпринимательства совершенствуются и усложняются. Так, в Японии координация важнейших исследований по тематике малого предпринимательства осуществляется агентством SMEA, которое активно взаимодействует с рядом крупных государственных и независимых организаций, научных центров и исследовательских институтов. Эти исследования проводятся с целью разработки обоснований для принятия стратегических решений по обеспечению дальнейшего развития малого предпринимательства и по принятию мер для их успешной реализации. Основные результаты этих исследований обобщаются в сводном ежегодном докладе «Белая книга малого и среднего бизнеса Японии», представляемом Правительству страны. Особое внимание уделяется скорейшему распространению наиболее важных и полезных результатов исследований среди специалистов и широкой общественности, учете их в работе инфраструктур поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе на межнациональном уровне.
Другое направление государственной поддержки малого бизнеса - совершенствование нормативно-правовой базы, способствующей развитию данного сектора. Это, прежде всего, упрощение механизмов административного регулирования малого предпринимательства, тщательной проработке новых законопроектов с участием независимых экспертов и всех заинтересованных общественных организаций, анализе эффективности действующих нормативно-правовых актов, их регулярной коррекции. В развитых странах регулярно разрабатываются программы, обеспечивающие совершенствование механизмов стимулирования, поддержки и развития малого предпринимательства в приоритетных направлениях, обеспечивающих интенсивное социально-экономическое развитие страны и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Важное направление государственной поддержки малого бизнеса - стимулирование инновационной активности предприятий, которое заключается в постоянном увеличении средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) и апробации новейших разработок через создание на базе технопарков, научно-технических центров и бизнес-инкубаторов новых высокотехнологичных производств. Наряду с прямым финансированием и стимулированием вкладов в НИОКР, большое значение имеет анализ новшеств, отбор перспективных технологий и их последующее ускоренное внедрение. Это требует постоянного мониторинга и экспертных оценок, эффективного патентного законодательства, создания и функционирования мощной информационной системы, системы внедрения позитивного опыта.
Еще статьи
Бизнес-план по разработке и сопровождению продуктов для оборудования пожарной безопасности
Планирование - это процесс разработки и последующего контроля над ходом
реализации плана и его корректировки в соответствии с изменившимися условиями.
Планирование предусматривает обоснование целей и задач управления,
разработку программы будущих действий, графика работ, о ...