Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит, какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяются соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льют малому предпринимательству, статистическая отчетность.
В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу. На наш взгляд, при их разработке необходимо придерживаться таких принципов, как:
· объективность;
· дифференциация величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;
· простота в понимании и использовании;
· минимизация количества критериев (их не должно быть больше трех);
· стабильность критериев.
На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.
В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на:
· микропредприятия - до 15 работников;
· малые предприятия - до 100 работников;
· средние предприятия - до 250 работников.
С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
· микропредприятия - 60 млн рублей;
· малые предприятия - 400 млн рублей;
· средние предприятия - 1 млрд рублей.
Крупнейшие банки на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в 2010 году (рейтинг актуален на 07.04.11), тыс. руб.:
1. Сбербанк 191 732 686.87
2. Банк Уралсиб 217 346 252.27
. Россельхозбанк 200 140 044.30
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций. В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто в отдельных странах применяются следующие:
· средняя численность занятых на предприятии работников;
· ежегодный оборот предприятия, полученный за год;
· величина активов.
Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным считается среднесписочная численность работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и другие), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления.
Еще статьи
Малый бизнес и его развитие в ресторанно-гостиничном бизнесе
Малый
бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших
фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Какую
роль он играет в экономической и социальной жизни страны? И как он развивается?
Малое предпринимательство имеет исклю ...