Причины низкой эффективности управления федеральными пакетами акций акционерных обществ и долями в уставных капиталах предприятий носят как объективный, так и субъективный характер:
слабый контроль за деятельностью представителей государства в акционерных обществах со стороны органа исполнительной власти, от которого назначен тот или иной представитель государства;
отсутствие материальной заинтересованности федеральных служащих в этой работе, поскольку по сути она является дополнительной служебной нагрузкой (без каких-либо вознаграждений) при исполнении ими, в полном объеме, своих функций по основному месту работы;
представители государства не несут персональной ответственности за свою деятельность.
Одним из путей решения данной проблемы может быть сокращение количества закрепленных пакетов акций. Можно выделить три группы акционерных обществ, решения по которым должны носить стратегический характер и приниматься на самом высоком уровне:
работающие в сферах естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения;
занимающие доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и требующие реструктуризации в целях создания конкурентной среды;
пакеты акций, которых используются для создания интегрированных образований при проведении структурной перестройки в оборонной отрасли, на транспорте и в иных отраслях экономики.
Управление закрепленными пакетами акций должно строиться в соответствии со степенью важности акционерного общества для экономики страны. Дивидендная политика каждого акционерного общества должна быть индивидуальной. То есть решения о выплате дивидендов и их размерах должны тщательно анализироваться представителями государства в акционерных обществах. Эта работа должна вести к повышению платежей по дивидендам, но и не наносить ущерб развитию этих компаний.
Важным аспектом повышения эффективности использования находящихся в федеральной собственности пакетов акций является повышение их курсовой стоимости. Следует признать, что до настоящего времени этим вопросом никто кроме самих акционерных обществ целенаправленно не занимается.
В качестве вариантов использования каждого конкретного пакета акций, находящегося в федеральной собственности, можно предложить следующие наиболее распространенные:
приватизация, то есть продажа пакета негосударственному инвестору;
передача в доверительное управление (траст).
В зависимости от степени ликвидности, оцениваемой на втором этапе цикла по каждому конкретному пакету, могут быть осуществлены следующие мероприятия:
. Ликвидные незакрепленные и закрепленные федеральные пакеты акций:
инвентаризация;
оценка эффективности использования;
аудит эмитента;
двухэтапная приватизация:
этап - передача менеджменту на конкурсной основе для повышения инвестиционной привлекательности госпакета акций;
этап - приватизация добросовестному инвестору.
2. Неликвидные незакрепленные федеральные пакеты акций:
инвентаризация;
оценка эффективности использования;
реструктуризация;
повышение ликвидности;
повышение инвестиционной привлекательности;
приватизация или передача в траст.
. Закрепленные федеральные пакеты акций:
инвентаризация;
оценка эффективности использования;
раскрепление определенных федеральных пакетов акций;
повышение ликвидности;
повышение инвестиционной привлекательности;
приватизация или передача в траст.
Еще статьи
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
С переходом к рыночной экономике анализ трудовых отношений становится более весомым, поскольку рабочая сила имеет стоимостную оценку и является конкурентной на рынке труда. Рост производства продукции сельского хозяйства может быть достигнуто либо за счет увеличения количества применяемых ...