При использовании нормативов только по количеству применяется формула
З= Ц ф. х. (Кн. ± О к)
где Ок. - отклонение фактических затрат от норматива, вызванное изменением количества использованных ресурсов.
При использовании нормативов только по цене использованных ресурсов применяется формула
З = ( Ц н. ± О ц ) х. К Ф
где Оц. - отклонение фактических затрат от норматива, вызванное изменением цен.
При использовании нормативов и по количеству, и по ценам использованных ресурсов применяется формула
З = ( Ц н. ± О ц. ) х. (Кн. ± О к)
Основные достоинства этого метода:
возможность контроля над затратами путём составления нормативных калькуляций;
возможность контроля затрат путём сопоставления их фактических значений с нормативными;
возможность выявления и анализа мест, причин и виновников отклонений фактических затрат от нормативных;
возможность принять оперативные меры в процессе производства, а не только в конце отчётного периода и др.
К недостаткам этого метода можно отнести увеличение трудоёмкости учётно-вычислительных работ и необходимость организации учёта как в пределах норм затрат, так и по отклонениям от них.
При использовании метода учёта затрат по фактической себестоимости величина фактических затрат отчётного периода определяется по формуле
Зф. = Кф. х. Ц ф
где З ф. - фактические затраты;
К ф. - фактическое количество использованных ресурсов;
Ц Ф - фактическая цена использованных ресурсов.
Достоинство этого метода состоит в простоте расчётов. К недостаткам можно отнести:
отсутствие нормативов для контроля количества использованных ресурсов и цен на них;
невозможность определения и анализа мест, виновников и причин отклонений;
проведение расчёта затрат только в конце отчётного периода и др.
На рис. 6 показана как прямая связь общих функций управления затратами в последовательности: планирование, организация и контроль, так и обратная связь этих функций (пунктирная линия на рисунке). По результатам контроля вносятся изменения в планирование и организацию затрат на предприятии.
Рис. 6. Процесс управления затратами на предприятии
На стадии планирования и калькулирования затрат прежде всего определяются с объемами производства продукции.
Затем рассчитывают нормы расхода сырья, материалов, энергоносителей по каждой единице продукции. Устанавливают расценки по видам работ. Все это позволяет рассчитать переменные затраты на производство продукции, т.е. те, которые будут изменяться пропорционально объемам производства.
Далее определяют неизбежные (постоянные) затраты. Будет предприятие производить продукцию или нет, все равно придется освещать и отапливать здания, охранять склады, выплачивать зарплату управленческому персоналу, начислять амортизацию на основные средства, платить налог на имущество и т.д. Величина этих затрат зависит от производственной мощности предприятия, которая была сформирована, возможно, много лет назад. В краткосрочном периоде руководство не в состоянии изменить производственную мощность предприятия и оно как бы является «заложником» неизбежных затрат, которые нужно покрывать маржинальным доходом, т.е. выручкой за вычетом переменных затрат. Маржинальный доход в свою очередь зависит от структуры объемов производства и продаж продукции.
Еще статьи
Разработка бизнес-плана ОАО Трест Мордопромстрой по освоению технологии каркасно-монолитного домостроения
Слово
«бизнес» означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся
бизнесом, - это бизнесмен, то есть делец, коммерсант, предприниматель. В новых
экономических справочниках «бизнесом» называется экономическая деятельность
субъекта в условиях рыночной эконо ...