Оценка уровня платежеспособности современных предприятий имеет актуальное значение, так как большинство из них не являются таковыми, и по этой причине платежеспособность в большинстве случаев ассоциируется с ликвидностью, т.е. возможностью превращения активов предприятия в деньги для последующей оплаты долгов [2].
Ликвидность рассматривают с двух сторон: как время, необходимое для продажи активов, и как сумму, вырученную от их продажи. В большинстве случаев быстрая продажа активов возможна со значительной скидкой в цене [3].
Все активы предприятия в зависимости от скорости превращения в денежные средства условно разделяют на 4 группы:
1. Наиболее ликвидные активы - все статьи денежных средств, которые могут быть использованы для немедленного выполнения предприятием текущих расчетов. В эту группу могут быть также включены краткосрочные финансовые вложения.
2. Быстро реализуемые активы - в основном состоят из дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, и некоторых других.
. Медленно реализуемые активы - наименее ликвидные активы, к которым относят запасы, дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются в течение более чем через 12 месяцев после отчетной даты, НДС по приобретенным ценностям за вычетом расходов будущих периодов.
. Трудно реализуемые активы - активы предприятия, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение продолжительного периода (внеоборотные активы) [2].
Платежные обязательства по степени возрастания сроков погашения группируются следующим образом:
1. Наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность за вычетом задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок.
2. Краткосрочные обязательства - краткосрочные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты [2].
. Долгосрочные обязательства - долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы.
. Постоянные пассивы - капитал и резервы, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, резервы предстоящих расходов за вычетом расходов будущих периодов[3].
Оценка ликвидности предприятия предполагает сопоставление активов с возможностью погашения обязательств, для чего рассчитываются соответствующие коэффициенты ликвидности [2].
Коэффициент абсолютной ликвидности определяют как отношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным долговым обязательствам. Этот коэффициент отражает соотношение наиболее ликвидных активов к текущим обязательствам. Он является «жестким» коэффициентом платежеспособности и показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятия может погасить в ближайшее время. Его величина должна быть не ниже 0,2 [2].
Коэффициент быстрой ликвидности определяют как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к краткосрочным долговым обязательствам. Он отличается от коэффициента абсолютной ликвидности тем, что при его расчете числитель увеличен на сумму быстро реализуемых активов (дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев).
Оптимальная величина этого коэффициента находится в пределах от 0,8 до 1,0. Высокое значение коэффициента быстрой ликвидности может быть связано с неоправданно большой дебиторской задолженностью, что является характерной чертой финансового состояния многих современных предприятий [2].
Коэффициент текущей ликвидности - в экономической литературе его называют коэффициентом покрытия, коэффициентом общей ликвидности и рассчитывают как отношение всех текущих активов: денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности, к которым добавляется стоимость запасов (за вычетом расходов будущих периодов и НДС по приобретенным ценностям), к краткосрочным долговым обязательствам предприятия.
Еще статьи
Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью изучения опыта
малого и среднего предпринимательства с целью повышения его эффективности и совершенствования
форм и методов организации.
Средний и малый бизнес в развитой рыночной экономике является одним из
наибо ...