Сохранение монополизма в Республике Беларусь обусловили следующие причины [15, с.14]:
· высокий уровень концентрации производства (на среднем промышленном предприятии в республике по состоянию на 1 января 1997 г. было занято 486 чел., что в 6 раз больше, чем в странах Западной Европы; но это уже меньше, чем в 1990 г. - 1010 человек, в 1992 г. - 854 чел.;
· не получившая развития диверсификация производства (отдельные виды продукции производятся на 1-4 предприятиях республики, на долю которых приходится около 70% всего выпуска);
· ряд предприятий не сумел адаптироваться к новым правовым и экономическим условиям, что сдерживает их переориентацию в соответствии с требованиями потребителей;
· замедленные темпы приватизации;
· отечественный малый и средний бизнес не составляют серьезной конкуренции государственным предприятиям-монополистам, особенно в сфере материального производства;
· смещение антимонопольного регулирования на периферию государственного регулирования;
· нуждается в расширении и совершенствовании нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий-монополистов;
· ведомственные интересы отраслевых органов управления.
Система и органы антимонопольного регулирования сформировались на фоне этих факторов, обусловивших высокий уровень монополизации экономики страны. В 1991 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, его основными задачами были [14, с.22]:
· разработка и осуществление совместно с органами государственного управления мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности;
· контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Беларусь;
· содействие созданию конкурентной среды и развитию предпринимательства.
В сентябре 1994 г. Антимонопольный комитет был преобразован в Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено, а антимонопольное регулирование возложено на Министерство предпринимательства и инвестиций, подчиненное Совету Министров Республики Беларусь. Перед министерством в области антимонопольного регулирования ставились задачи противодействия монополистической деятельности, развития конкуренции; регулирования отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности.
В министерстве выделялись следующие функциональные подсистемы управления [17]:
· перспективного и текущего планирования;
· выработки государственной политики по вопросам антимонопольного регулирования;
· реализации государственной политики в области поддержки предпринимательства;
· создания условий для развития инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности;
· реализации Программы демонополизации и развития конкуренции;
· регулирования отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за рекламной деятельностью.
· Для реализации всех перечисленных выше задач и положений министерство имело в областях и в г. Минске свои территориальные органы.
Еще статьи
Жилищно-коммунальное хозяйство на примере ООО ЖЭУ
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - важнейшая
социально-экономическая сфера народного хозяйства, сложный многоотраслевой
производственно-технический комплекс. В систему ЖКХ входят предприятия,
обеспечивающие:
жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное
производство ...