Правовой и экономической базой Закона "О противодействии монополистической деятельности" является структурно-регулятивный принцип. Это означает, что с помощью данного Закона государство предполагает комплексно решать возникающие в этой сфере проблемы: не только противодействовать происходящим противоправным монополистическим проявлениям, но и предотвращать возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка. Так, в статье 8 отмечено, что:
"Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством [2]:
· осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
· принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
· осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;
· осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
· оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
· принятия иных мер".
Нужно обратить внимание на неопределенность значения и места Закона "О противодействии монополистической деятельности" по отношению к другим законодательным актам, составляющим антимонопольное законодательство Республики Беларусь. Речь идет о содержании статьи 2 данного Закона: "Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из настоящего Закона и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь". Учитывая специфику правоотношений, связанных с монополизацией и недобросовестной конкуренцией, на наш взгляд, следовало в Законе "О противодействии монополистической деятельности" сформулировать правило, в соответствии с которым другие акты законодательства антимонопольного регулирования должны соответствовать Закону "О противодействии монополистической деятельности". Это позволило бы выстроить вертикальную и горизонтальную иерархию актов антимонопольного законодательства, эффективно регулирующую все правоотношения в этой сфере без дублирования и противоречий.
Существенной особенностью Закона "О противодействии монополистической деятельности" является его экстерриториальный характер. Это выражается в том, что нормы данного Закона применяются и в тех случаях, когда действия и соглашения, указанные в статье 3 Закона "О противодействии монополистической деятельности", совершаются или заключаются за пределами территории Республики Беларусь. Для того чтобы применить правила Закона "О противодействии монополистической деятельности" к таким соглашениям (действиям), в соответствии с теорией последствий необходимо доказать, что они приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут другие отрицательные последствия на рынках Республики Беларусь.
Еще статьи
Государственное регулирование экономики
Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки
появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается
современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда
начали определяться функции центральных банков в экономике ...