· Положение о Департаменте антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, утвержденное постановлением Минэкономики от 16 августа 2002 года № 19410;
· Инструкцию по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденную постановлением Минэкономики от 17 октября 2002 года № 229 и другие.
Из международных договоров Республики Беларусь, регулирующих антимонопольную политику, выделяются Соглашение стран СНГ о согласовании антимонопольной политики от 12 марта 1993 года и межправительственный договор стран СНГ "О проведении согласованной антимонопольной политики" от 23 декабря 1993 года (эти договоры не публиковались и нуждаются в дополнительном исследовании).
Не приведены в систему, не актуализированы отдельные акты национального антимонопольного законодательства. Например, приказ Министра предпринимательства и инвестиций от 5 октября 1999 года № 120 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке проведения антимонопольными органами экспертизы проектов создания холдингов, в том числе в процессе разгосударствления и приватизации собственности"12 и некоторые другие.
Все это говорит о том, что антимонопольное законодательство в Республике Беларусь систематизировано, во многом соответствует международным стандартам и при дальнейшем его совершенствовании позволит эффективно регулировать соответствующие правоотношения.
Однако нужно отметить, что действующее законодательство о естественных монополиях и ценовом регулировании концептуально не отвечает современному уровню развития страны, в частности, тем, что в нем, во-первых, отсутствуют инструменты государственного регулирования в переходный период от естественно-монопольных рынков к конкурентным рынкам (здесь имеется в виду конкуренция между сетями, а не конкуренция внутри сети, то есть когда на рынке работает несколько сетевых организаций и они конкурируют друг с другом); во-вторых, механизмы ценообразования осуществляются без учета стандартов качества услуг; в-третьих, не институционализированы отношения с потребителями; в-четвертых, отсутствуют косвенные методы государственного ценообразования. Это приводит к значительным системным ограничениям в реализации структурных реформ и задач повышения качества услуг как обязательной составляющей повышения уровня жизни. Например, в сфере электроэнергетики и железнодорожного транспорта, несмотря на создание новой институциональной среды, конкурентные механизмы так и не запущены, в том числе и из-за сохранения жесткого государственного регулирования. Расширение методологической основы государственного регулирования, включая методы ценового и неценового регулирования, позволит уйти от неэффективного и затратного прямого (директивного) ценового регулирования. К ценовым методам относятся: регистрация цен (тарифов); предварительное декларирование цен; установление единых правил по расчету и применению тарифов; установление цены на уровне лучшего стандарта в отрасли. Нетарифные методы - это: введение типовых форм договоров со стандартными условиями обслуживания потребителей; утверждение правил заключения публичных договоров и их исполнение; привязка цены товаров и услуг к их качеству; установление публичных обязательств в отношении социально приоритетных групп потребителей; обеспечение информационной прозрачности в ценообразовании, введение стандартов раскрытия информации; регулирование недискриминационного (равного) доступа к услугам общеэкономического значения.
Еще статьи
Взаимодействие спроса и предложения
На
каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых
планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для
торговли, то оказывается, что многие не в состоянии выполнить намеченные планы.
Возможно, что общее количество товаров, ко ...