Применение антимонопольной политики в Беларуси
В республике создана правовая база антимонопольного регулирования, предотвращено создание новых монополий, в том числе в процессе реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений, обеспечены постоянный мониторинг отдельных товарных рынков и выработка оперативных мер по улучшению конкурентной ситуации на них. По мнению авторов Концепции, в результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Правда, некоторые из них по своей природе остаются монополизированными. А потому необходимо определить статус и роль рыночных монополий, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках [12, стр. 9].
Поскольку экономические условия у нас изменились, то основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей. От ценового регулирования планируется постепенно перейти к системе антимонопольного регулирования и контроля. Для этого надо лишь научиться вовремя унимать монополистов - как хозяйствующих субъектов, так и органы управления, развивать и защищать добросовестную конкуренцию, а недобросовестную, наоборот, выявлять и пресекать. Кроме того потребуется обеспечить контроль за экономической концентрацией и разобраться с естественными монополиями. Таковыми Закон от 10.12.1992 г. N 2034-XII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" считает систему общественных отношений, санкционированную государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства). При этом соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары. Согласно концепции число товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, должно постепенно уменьшиться. Способствовать этому будет стимулирование конкуренции, поддержка предпринимательства, устранение препятствий к вхождению на рынок новых производителей. Правда в тех сферах, в которых "по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления". Так что если государство из высших соображений в какой-нибудь сфере санкционирует естественность монополии - так тому и быть. А то от избытка конкурентного рвения что-нибудь и разрушить недолго [15, стр. 14].
Еще статьи
Анализ эффективности использования основных фондов
Основные фонды являются своеобразным фундаментом туристского и гостиничного хозяйства. Состояние гостиничного комплекса напрямую связано с наличием основных фондов, которые включают в себя здания и сооружения, техническое оснащение, транспортные средства. Основные фонды играют ключевую рол ...