4) действия, противоречащие требованиям Закона "О противодействии монополистической деятельности" и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности (призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить, и тому подобное).
При применении Закона "О противодействии монополистической деятельности" также следует принимать во внимание, что товарные рынки, функционирующие в условиях естественной монополии, также регулируются специальным законодательством, и, прежде всего, - Законом "О естественных монополиях". Поэтому для целей эффективного применения антимонопольного законодательства необходимо определить соотношение Закона "О противодействии монополистической деятельности" и Закона "О естественных монополиях".
В Законе "О противодействии монополистической деятельности" нет установок на то, что он не распространяется на отношения с участием субъектов естественных монополий. В то же время экономическая природа естественных монополий такова, что ее субъекты заведомо доминируют на соответствующем товарном рынке. В Законе "О естественных монополиях" указано, что естественная монополия - система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары (статья 1) [2].
Следовательно, запреты Закона "О противодействии монополистической деятельности" и его санкции могут применяться и к субъектам естественных монополий, если последние нарушают антимонопольное законодательство Республики Беларусь. Параллельно с этим деятельность субъектов естественной монополии подвергается регулированию и в соответствии с Законом "О естественных монополиях". Можно отметить и определенную общность форм и методов правового регулирования в этих Законах.
Нужно помнить и о сфере действия Закона "О естественных монополиях". В статье 2 этого Закона отмечено, что "регулирование деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренное настоящим Законом, не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, если иное не установлено законодательством". Тем более что сферы деятельности субъектов естественных монополий строго очерчены указанным Законом и расширительному толкованию не подлежат. Это - транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением (статья 3) [3].
Еще статьи
Методы оценки эффективности использования федеральных пакетов акций
Управление
федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования
экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право
собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия
на экономику страны в целом.
...