В настоящее время в Беларуси возникает конкуренция между государственным и негосударственным секторами белорусской экономики.
Кроме того, имеет место конкуренция между иностранными экспортерами и белорусскими производителями на рынке производственной и бытовой электронной аппаратуры; между самими иностранными экспортерами на рынке транспортных средств (микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности, экскаваторы) в связи с отсутствием отечественных производителей; между ведущими автомобилестроительными фирмами республики, что обусловило создание на Минском автозаводе ПО "Белавтомаз" дилерской сети (здесь используются услуги посредников, системы гарантийного и сервисного обслуживания, принимаются новые управленческие решения), а также между действующими предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции и появляющимися мелкими и средними предприятиями (цехами) колхозов и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя назвать ни совершенной, ни эффективной.
Появление и развитие олигополий на отдельных товарных рынках (потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производительного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличению доходов коммерсантов- финансистов без прироста товарного предложения и, как следствие, росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Это ведет к банкротству ряда небольших коммерческих банков и укрепляет монополию крупных.
Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает уже не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг, что весьма актуально и проблематично для предприятий текстильной промышленности Беларуси. На большинстве предприятий есть сложности в обеспечении производств современным оборудованием, использовании новых технологий, без чего изначально невозможно делать конкурентоспособную продукцию. Износ оборудования нашей текстильной промышленности составляет более 70%. Для сравнения: в США - в среднем 15-20% [12, с. 8]. Действующий же механизм замены средств производства на большинстве не предприятий республики не адекватен изменившемуся характеру управления, не обладает необходимыми свойствами для решения вопросов, связанных с обеспечением желаемого уровня качества выпускаемой продукции, не использует все экономические резервы и возможности. Немало производственников из-за боязни экономического риска предпочитают применять уже испытанные технологии для производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы производить новую, конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь - необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предприятиям важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных товаров, мгновенно реагировать на изменения рынка и т.д.
На региональном уровне наблюдаются попытки местных органов власти и производителей оградить продукцию своего региона (области)от конкуренции со стороны производителей из других регионов страны (особенно это характерно для пищевой промышленности). В Беларуси нередки случаи, когда в Брестской области местная торговля всячески противодействует продаже минского пива, в гродненской области местная мука противостоит брестской; аналогичная ситуация наблюдается с хлебобулочной, мясной и молочной продукцией, мороженым, макаронными изделиями и т.д. Министерство экономики в прошлом году выявило 81 факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны предприятии и органов госуправления (6 фактов нарушения закона "О естественных монополиях" и 75 фактов нарушений закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции"). Местные власти свое нежелание открывать рынки для других белорусских производителей аргументируют тем, что в их регионах есть свои производители аналогичной продукции, а у каждого предприятия и области есть административные задания по производству, которые необходимо выполнять. Фактически местные власти повторяют политику центральных органов власти. Всячески ограждающих белорусские предприятия от конкуренции со стороны импорта.
Еще статьи
Закономерности функционирования систем
Тема контрольной работы «Закономерности функционирования систем»
Цель контрольной работы - рассмотреть понятие жизненного цикла систем,
закономерность систем и приемы и способы детерминированного факторного анализа.
Для достижения поставленной мною цели необходимо решить ...