За период 2003-2010 гг. США являются безусловным лидером по экспорту вооружений -119,339 млрд. дол, что составляет 37,16% от всего мирового экспорта за тот же период. В 2010 г. США экспортировали ВиВТ на сумму 22,243 млрд. дол (38,45% рынка).
Россия прочно удерживает второе место - 45,452 млрд. дол (14,15% рынка) за период 2003-2010 гг. За последние 4 года объем идентифицированного военного экспорта России устойчиво составляет около 7 млрд. дол. Следует отметить, что Россия является одной из немногих стран, военный экспорт которой существенно выше идентифицированного объема экспорта ПВН. Это связано со спецификой заключения контрактов. Как правило, большинство крупнейших поставщиков заключают комплексные контракты, в которые входят все расходы по обслуживанию, МТО, поставке запчастей и т.д. Россия, как правило, заключает контракты на ремонт, сервисное обслуживание и МТО как дополнение к основным контрактам. Объем этих работ сложно идентифицировать, поскольку официальных данных о них крайне мало.
На основании косвенных данных, а также заявлениям официальных представителей «Рособоронэкспорта», объем таких работ по линии «Рособоронэкспорта» в 2010 году, а также стоимость услуг, оказанных 21 субъектом ВТС по линии самостоятельного ведения внешнеэкономической деятельности по поставкам запчастей, сервису и ремонту оценивается в сумму около 2,5 млрд. дол. Еще около 700 млн. дол пришлось на оказание услуг по обучению, реализацию мелких контрактов, данные о которых носят неполный характер, а также программы «Рособоронэкспорта» по космической тематике. С учетом этого, общий оценочный объем экспорта ПВН России по 2010 году оценивается в сумму чуть более 10 млрд. дол. Согласно официальным данным, объем экспорта ПВН России в 2010 году составил 10,5 млрд. дол. Тем не менее, в дальнейших расчетах учитывается как по России, так и по другим странам мира только объем идентифицированного экспорта.
Усредненный объем «неучтенного» военного экспорта/импорта в целом по всем странам мира оценивается в объеме 10-15% от идентифицированного экспорта/импорта. В зависимости от конкретной страны объем «неучтенного» экспорта варьируется в достаточно широком диапазоне. Для России этот показатель существенно выше. Часть контрактов носит конфиденциальный характер, и информации о них в СМИ не имеется. Кроме того, не учитываются космические программы военного и двойного назначения (если речь идет об экспортных заказах), поскольку они не входят в Регистр ООН по обычным вооружениям. Значительную часть «неучтенного» экспорта составляют мелкие контракты, поставка запчастей, сервисное обслуживание и ремонт, данные о которых носят фрагментарный характер.
В 2006 году объем военного экспорта России, согласно официальным данным, составил 6,5 млрд. дол (идентифицированный экспорт - 4,93 млрд. дол или 76%), в 2007 году - 7,5 млрд. дол (идентифицированный экспорт - 6,766 млрд. дол или 90,2%), в 2008 году - 8,35 млрд. дол (идентифицированный экспорт - 6,976 млрд. дол или 83,54%), в 2009 году - 8,5 млрд. дол (идентифицированный экспорт - 6,179 млрд. дол или 72,7%), в 2010 году - 10,5 млрд. дол (идентифицированный экспорт - 6,827 млрд. дол или 65%). Таким образом, Россия существенно увеличила в последние три года объемы работ по поставке запчастей, сервисному облуживанию, ремонту и обучению. Кроме того, возрос объем работ по реализации мелких поставочных контрактов и космическим программам.
Рис.5 Размеры военного экспорта России: идентифицированный и общий, млрд.долл.
Данный факт свидетельствует о наличии комплексного подхода к заключению договоров на поставки продукции военного назначения. Российские производители в полном объеме предоставляют спектр сопутствующих работ и услуг по дооборудованию, ремонту, обслуживанию, а также поставке запасных частей, механизмов, комплектующих и боеприпасов.
Еще статьи
Себестоимость ремонта электродвигателей вспомогательных машин
Электроподвижной состав представляет собой сложную электромеханическую
систему, состоящую из ряда важных, взаимосвязанных элементов, от надежной
работы которых зависят безопасность движения поездов, эксплуатационные и
экономические показатели работы железных дорог. Текущий р ...