Авиационная военная техника - одна из наиболее динамично развивающихся сфер военной промышленности и торговли. Это в первую очередь объясняется тем, что отрасль сравнительно молодая, а также имеет двойное назначение. Как мы уже выяснили раньше, авиационная техника занимает первое место в структуре, как мировых, так и отечественных поставок ВВТ. Это объясняется рядом объективных причин: значительная стоимость авиационной техники, высокие затраты на производство и НИОКР, а также то, что АТ на современном этапе является самой перспективной сферой развития военной промышленности. Всё новые и новые открытия и изобретения в области физики, химии, математики, инженерии и других науках находят своё отражение, в первую очередь, в разработке новых и модернизации уже существующих образцов АТ. В этом параграфе рассмотрим, как общие тенденции развития авиации, так и тенденции торговли военной авиационной техникой, а также проанализируем динамику поставок и рейтинг поставщиков и покупателей.
Рассматривая современное состояние рынка авиации, следует сначала изучить несколько исторических аспектов создания современной АТ.
Скорость первого военного самолета не превышала 68 км/ч. В наши дни имеются самолеты, которые могут летать со скоростью 3200 км/ч, а в летных испытаниях некоторые из экспериментальных самолетов развивали скорости более 6400 км/ч. Следует ожидать, что скорости полета будут увеличиваться. В связи с усложнением конструкции и оборудования самолетов радикально изменилась организация труда авиаконструкторов. На заре авиации инженер мог конструировать самолет в одиночку. Теперь же этим занимается группа фирм, каждая из которых специализируется в своей области. Их работу координирует генеральный подрядчик, получивший заказ на разработку самолета в результате конкурса.
На протяжении первой половины ХХ в. внешний облик самолета претерпел значительные изменения. Биплан с подкосами и расчалками уступил место моноплану; появилось обтекаемое посадочное шасси; кабина пилота сделана закрытой; конструкция стала более обтекаемой. Однако дальнейший прогресс сдерживался чрезмерно большим относительным весом поршневого двигателя и использованием пропеллера, который не позволял самолету выйти из диапазона умеренных дозвуковых скоростей. С появлением реактивного двигателя все изменилось. Скорость полета превзошла скорость звука, основной же характеристикой двигателя стала тяга.
Огромный прогресс достигнут в области вооружений со времен Первой мировой войны, когда был изобретен синхронизатор стрельбы, позволяющий вести огонь через плоскость вращения винта. Современные истребители часто вооружают многоствольными 20-мм автоматическими пушками, которые могут производить до 6000 выстрелов в минуту. Они вооружены также управляемыми ракетами, такими, как "Сайдуиндер", "Феникс" или "Спэрроу". Бомбардировщики могут быть вооружены оборонительными ракетами, оптическими и радиолокационными прицелами, термоядерными бомбами и крылатыми ракетами класса "воздух - земля", запускаемыми за много километров от цели.
С усложнением задач, стоящих перед военной авиацией, стремительно возрастает стоимость летательных аппаратов. Стоимость одного истребителя F-80 составляет около 100 тыс. долл. Для F-84 и F-100 это уже 300 и 750 тыс. долл. соответственно. Стоимость истребителя F-15 в свое время оценивалась примерно в 30 млн. долл. А не так давно разработанный и продолжающий испытания и дооборудования F-35(американский непризнанный истребитель 5-го поколения) оценивается в сумму, превышающую 150 млн. долл.
Современное состояние рынка военной авиационной техники, характеризуемое в первую очередь несоответствием структуры выпуска продукции авиационной промышленности структуре рыночного спроса, является закономерным результатом трансформации ОПК на протяжения последних тридцати лет, происходившей под влиянием политических, экономических, научно-технических и других факторов. Комплексный подход к описанию данных факторов обусловливает необходимость изучения рынка AT как подсистемы международного рынка вооружения и военной техники, предполагает анализ основных тенденций развития международно-экономических связей в рамках военно-технического сотрудничества.
Еще статьи
Государственное регулирование экономики
Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки
появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается
современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда
начали определяться функции центральных банков в экономике ...