Шестое место с истребителем «Мираж-2000», который компания «Дассо» уже сняла с производства, занимает Франция (15 истребителей на сумму 1 млрд. дол в 2006-2009 гг.). Франция пока не имеет портфеля заказов на поставку боевых самолетов на период 2010-2013 гг. Основные надежды «Дассо» связывает с возможным дебютным экспортом нового истребителя «Рафаль» в ОАЭ. Не исключено также, что «Рафаль» одержит победу в тендере ВВС Бразилии. Основные проблемы «Дассо» связаны с высокой стоимостью самолета.
В исследованиях учитываются поставки новых многофункциональных истребителей, а также поставки самолетов из состава ВС стран-экспортеров, модернизированных до уровня практически новых истребителей четвертого поколения с продленным сроком эксплуатации и стоимостью не менее 20 млн. дол. Поставки подержанных многофункциональных истребителей, а также программы модернизации по меньшей стоимости не учитываются. Неучтенный сегмент по этим категориям составляет менее 3% от стоимости общемировых поставок многофункциональных истребителей.
Из этого следует, что Россия вполне уверенно занимает второе место и в этой, самой перспективной и высокооплачиваемой сфере ВТС. Это подтверждает, что российская «Оборонка» идет в ногу со временем и не уступает в развитии мировому сообществу.
Настоящий период развития рынка военной АТ отмечается экстенсивным расширением политических и экономических взаимосвязей России с другими странами, характеризуется такими доминирующими тенденциями как:
· повышение требований стран-импортеров к эффективности ВТС с точки зрения обеспечения экономической выгоды и обороноспособности;
· усиление конкуренции между основными странами-экспортерами, вызванной стремлением закрепить свои позиции на мировом рынке продукции военного назначения в условиях превышения ее предложения над спросом;
· появление на мировом оружейном рынке новых стран-экспортеров;
· стремление стран-импортеров максимально диверсифицировать источники поставок ВВТ;
· рост спроса на высокотехнологичную продукцию военного назначения и увеличение ее удельного веса в общем объеме закупок;
· сокращение объемов закупок новых типов вооружения государствами с ограниченной платежеспособностью (они будут ориентироваться на проведение работ по модернизации ранее закупленной продукции); усиление у стран-импортеров тенденций к приобретению современных технологий, проведению совместных НИОКР;
· использование более гибких форм расчетов за поставки продукции военного назначения, расширение практики заключения офсетных соглашений и расчетов на компенсационной основе;
· сохранение поставок продукции военного назначения как формы расчетов по погашению государственной задолженности.
Последовательное расширение географии поставок, рост конкуренции и, как следствие, усложнение системы рыночных отношений в рамках ВТС, предопределили качественные изменения в структуре спроса и предложения, многообразие форм осуществления сделок, а также повышение требований к качеству продукции, соответствие которым является сегодня обязательным условием стабильного функционирования и дальнейшего развития государственного ОПК. Речь идет о расширении номенклатуры выпускаемой продукции, усилении специализации производителей и сужении сегментов рынка ВВТ, который сегодня включает в себя первичный рынок (поставки новой техники), вторичный рынок (поставки самолетов, находившихся в эксплуатации) и модернизированной продукции, а также расширение перечня используемых форм коммерческих сделок.
На фоне достаточно успешного развития на первичном рынке AT, которое в совокупности формирует базовый вектор развития смежных сегментов, весьма динамичной выглядит сфера послепродажного обслуживания, которая, по оценкам специалистов, обладает емкостью 8-10% мирового рынка ВВТ. Динамичность проявляется, прежде всего, в экстенсивном и интенсивном расширении рынка послепродажных услуг, которые образуют гибкую структуру товарного портфеля поставщиков, обеспечивают возможность дифференциации их предложения в рамках достигнутого технологического уровня создания AT. Среди основных причин такого роста также следует выделить высокую экономическую эффективность ППО (например, цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза выше, чем на те же комплектующие, используемые для сборки новой AT), возможность установления долгосрочных партнерских отношений с заказчиками AT, обеспечивающих стабильный спрос на ППО для данной техники. Так, по оценкам специалистов общая стоимость обеспечения жизненного цикла экспортируемых боевых самолетов отечественного производства, которые в настоящее время состоят на вооружении более чем в 50 странах, составляет не менее 7,5 млрд. долл. с учетом текущего периода жизненного цикла каждого самолета и расходов на его обеспечение.
Еще статьи
Биржа труда
Существуют два варианта организации экономической
жизни общества: командная экономика и рыночная экономика.
Остановимся поподробнее на рыночной экономике и
том, что она собой представляет.
Рыночная экономика - это экономика, в которой
решения самих производителей и пот ...