Уничтожение запасов излишних вооружений должно быть поставлено под жесткий контроль со стороны государства, для чего должны быть заключены соответствующие соглашения. Вместе с этим следует отметить, что в ряде стран контроль и учет за вооружением, находящимся на длительном хранении на складах, недостаточно надежен. Прежде всего, это касается стрелкового оружия и боеприпасов.
Практическая реализация этих мер может позволить существенно сократить сегмент незаконной торговли оружием.
На текущий момент большую часть продаж на «черном» рынке составляет контрафактное легкое стрелковое оружие. Вторым по популярности товаром на «черном» рынке вооружений являются гранатометы и ПЗРК. По оценке ЦАМТО, по этим трем категориям доля объемов нелегальной торговли может достигать от 10 до 20% от легальных продаж.
В целом следует отметить, что решение проблемы «черного» рынка вполне определенно и известно, но есть отдельные страны, которым «черный» рынок ВВТ необходим. Одним, чтобы продавать, другим, чтобы покупать необходимое оружие. Мнение о том, что «черный рынок» в большей степени используется странами «третьего мира» ошибочно. К сожалению, эта проблема затрагивает все страны, участвующие в мировой торговле оружием, поэтому добиться общего понимания данного вопроса крайне сложно. На современном этапе далеко не всегда и не всем странам выгодно вести активную борьбу против «черного рынка».
«Серый», по сравнению с «черным», рынок не наносит столь серьезного вреда в экономическом отношении, и в ряде случаев имеет даже положительные стороны. При определенных обстоятельствах для осуществления той или иной поставки ПВН необходимо каким-либо образом обойти закон. Вот и получается, что контракт законный, его проводят открыто, но с некоторыми отклонениями. Например, классифицируют поставляемые ВВТ не в соответствии с их предназначением, или не в соответствии с целью их закупки. Также частым явлением является закупка через третьих лиц. Таким примером может служить закупка австрийских винтовок Россией якобы в качестве спортивного оружия. Контракт был заключен через спортивное общество ЦСКА, и только потом снайперские винтовки были переданы МО, а в дальнейшем поступили на вооружение спецподразделений ВДВ. Подобные факты можно назвать относительно положительной стороной «серого» рынка.
Отрицательными являются государственные поставки в страны с радикальными режимами, а также в поддержку одной из сторон внутригосударственного вооруженного конфликта, как правило, с целью установления влияния в регионе и использования сил таких стран в собственных целях. Также оружие поступает вышеуказанным потребителям ВВТ через страны «третьего мира», которые осуществляя закупку для собственных вооруженных сил, производят поставки в проблемные регионы.
Решение данной проблемы также существует и даже выполняется на бумаге. На международном уровне уже заключены соглашения, призванные бороться с незаконным оборотом ПВН, но осуществление контроля находится на низком уровне. Урегулирование этого вопроса само по себе является очень сложным и практически невозможным процессом. Наряду с заинтересованными в ликвидации или хотя бы сокращении «серого» рынка государствами, всегда имеются и те, которым данный сегмент рынка ПВН просто необходим. Итак, для решения проблемы «серого» рынка необходимы сплоченные действия всех стран-участниц мирового ВТС.
Еще статьи
Модели человека в экономике
модель человек экономика
Модель
человека - базовый элемент любой общественной науки, в том числе и
экономической, ведь ее предмет - это действия людей. Без знания содержания
модели человека в экономике очень сложно постичь образ мысли, предписываемый
экономической теорией, р ...